Что делать, если из гардероба ресторана пропала верхняя одежда
Несёт ли гардероб ресторана ответственность за оставленную верхнюю одежду и куда обращаться, если она пропала, — обсудили с юристом Ассоциации адвокатов России за права человека Юлией Гусейновой.
Несёт ли гардероб ответственность за оставленные вещи
В ряде заведений посетителей встречает объявление на стене: «Администрация ответственности за оставленные вещи не несёт».
На самом деле это неправда. Если гардероб работает и посетители там раздеваются, значит, с юридической точки зрения в их адрес была предложена публичная оферта в понимании п.2 ст. 924 и п.1. ст. 891 Гражданского кодекса РФ. Сдавая вещи в гардероб, вы приняли оферту заведения, и с момента, когда одежда, сумка или что-то ещё были переданы в специально организованное помещение для хранения, договор о хранении между посетителем и заведением заключён.
Юлия ГусейноваЮрист Ассоциации адвокатов России за права человека
Номерок, который вам выдали, в юридическом смысле представляет собой то же самое, что и квитанция, чек или расписка, — это документ, который подтверждает заключение договора согласно ст. 887 ГК РФ.
В момент его получения обязательства на хранение вещей приняты заведением, и на протяжении всего времени действия договора они за них отвечают, в том числе оберегают от порчи, кражи и так далее.
Что делать, если не выдали номерок
Когда администрация предлагает услугу оставить вещи на хранение (в том числе и просто повесив их на вешалку), они уже берут на себя ответственность за это.
При этом, чтобы обезопасить себя, эксперт советует не оставлять верхнюю одежду в сетевых заведениях с упрощёнными правилами — лучше повесить её на спинку стула. Если кража всё же произошла, доказательством того, что вы в это время находились в ресторане, может послужить чек заведения вместо номерка.
Кто виноват в краже, и что вам должны
В любом случае в результате заключённого обоюдного договора, когда с вещами происходит что-либо во время их хранения, ответственность ложится на администрацию заведения:
- в случае кражи или потери вещи они должны возместить её стоимость;
- в случае порчи вернуть вам сумму, которая компенсирует снижение цены или ремонт.
Следует иметь в виду, что договор действует, только пока вы находитесь в заведении, где сдавали вещь на хранение. Если вы ушли и забыли вещь, то вина заведения будет практически недоказуема.
Как написать претензию
Написать претензию в адрес руководства заведения нужно в двух экземплярах. В ней укажите:
- суть ситуации;
- описание пропавшей вещи;
- стоимость;
- какую компенсацию хотите получить.
Один экземпляр претензии остаётся у заведения, на вашей копии следует поставить запись о приёме этого экземпляра. В ней должны содержаться дата, подпись и инициалы ответственного лица, по возможности — печать заведения.
Заявление должно принять лицо, которое в конкретное время и дату наделено полномочиями его принять и поставить свою подпись — это может быть администратор, старший менеджер, даже секретарь руководителя. В любом случае письменная претензия должна быть вручена представителю руководства ресторана и другая сторона должна поставить на ней отметку.
Если складывается такая ситуация, что принять претензию некому или все ссылаются на отсутствие полномочий, вы можете направить претензию сразу по юридическому адресу заведения на имя владельца.
Что говорить руководству ресторана
Обычно руководство ресторанов использует две линии поведения:
- Спокойно и конструктивно беседуют с пострадавшим. Сами предлагают пройти в кабинет и ознакомиться с видеозаписями. Если администратор заведения настроен на урегулирование конфликта, то, скорее всего, он окажет любое содействие.
- Говорят, что вы сами во всём виноваты или что в заведении нет камер и охраны.
В последнем случае вы спокойно объясняете, что их отказ может быть истолкован как непосредственное соучастие в хищении вашего имущества, что будет отражено в вашей претензии. После чего руководство обычно предлагает всё же разрулить ситуацию, чтобы снять любую тень подозрения с работников ресторана.
Нужно ли обращаться в полицию
Если украденная вещь, например шуба, имеет большую материальную ценность, то имеет смысл написать заявление.
Для этого нужно позвонить по номеру 112 и описать обстоятельства случившегося.
После подачи заявления следует:
- Получить в дежурной части талон-уведомление — его должны выдать сразу после приёма заявления.
- Взять у следователя постановление о возбуждении уголовного дела. Эти документы подтвердят факт кражи, если придётся судиться с рестораном.
При этом, увы, не стоит строить иллюзии, что сотрудники полиции тут же отправятся разыскивать вашу пропажу. Как правило, обращение в полицию рекомендуется делать одновременно с подачей претензии.
Если в течение 30 дней ситуация не будет урегулирована, обращайтесь в суд. В иске нужно будет указать, что претензионный порядок был соблюден, приложить копии доказательств, включая чеки, а также перечислить имена свидетелей, которые смогут прийти в суд и дать показания.