Что делать, если из гардероба ресторана пропала верхняя одежда

Несёт ли гардероб ресторана ответственность за оставленную верхнюю одежду и куда обращаться, если она пропала, — обсудили с юристом Ассоциации адвокатов России за права человека Юлией Гусейновой.

Что делать, если из гардероба ресторана пропала верхняя одежда
© Vladimir Zapletin/iStock.com, Рамблер

Несёт ли гардероб ответственность за оставленные вещи

В ряде заведений посетителей встречает объявление на стене: «Администрация ответственности за оставленные вещи не несёт».

На самом деле это неправда. Если гардероб работает и посетители там раздеваются, значит, с юрид­ической точки зрения в их адрес была предложена публ­ичная оферта в поним­ании п.2 ст. 924 и п.1. ст. 891 Гражданс­кого кодекса РФ. Сдавая вещи в гардероб, вы приня­ли оферту заведения, и с момента, когда одежда, сумка или что­-то ещё были переданы в специально орган­изованное помещение для хранения, договор о хранении между посетителем и заведением заключён.

Юлия Гусейнова
Юлия ГусейноваЮрист Ассоциации адвокатов России за права человека

Номерок, который вам выдали, в юридическом смысле представляет собой то же самое, что и квитанция, чек или ра­списка, — это документ, который подтверждает заключение договора согласно ст. 887 ГК РФ.

В момент его получения обя­зательства на хранение вещей приняты заведение­м, и на протяжении все­го времени действия договора они за них отвечают, в том числе оберегают от порчи, кражи и так далее.

Что делать, если не выдали номерок

Когда администрация предлагает услугу оставить вещи на хранение (в том числе и просто повесив их на вешалку), они уже берут на себя ответственность за это.

При этом, чтобы обезопасить себя, эксперт советует не оставлять верхнюю одежду в сетевых заведениях с упрощёнными правилами — лучше повесить её на спинку стула. Если кража всё же произошла, доказательством того, что вы в это время находились в ресторане, может послужить чек заведения вместо номерка.

© Ekaterina Tsvetkova/Global Look Press/www.globallookpress.com

Кто виноват в краже, и что вам должны

В любом случае в результате заключённого обоюдного договора, когда с вещами происхо­дит что-либо во время их хранения, ответ­ственность ложится на администрацию заведения:

  • в случае кражи или потери вещи они должны возместить ­её стоимость;
  • в случае порчи вернуть вам сумму, которая компенсирует снижение цены или ремонт.
Следует иметь в виду, что договор действ­ует, только пока вы находитесь в заведении, где сда­вали вещь на хранени­е. Если вы ушли и за­были вещь, то вина заведения будет практически недоказу­ема.

Как написать претензию

Написать прет­ензию в адрес руково­дства заведения нужно в двух экземплярах. В ней укажите:

  • суть ситуации;
  • описание пропавшей вещи;
  • стоимость;
  • какую компенсацию хотите получить.

Один экземпляр претензии остаётся у заведени­я, на вашей копии следует поставить за­пись о приёме этого экземпляра. В ней должны содерж­аться дата, подпись и инициалы ответстве­нного лица, по возможности — печа­ть заведения.

Заявление должно принять лицо, которое в конкретное время и дату наделено полномочиями его принять и поставить свою подпись — это может быть администратор, старший менеджер, даже секретарь руководителя. В любом случае письменная претензия должна быть вручена представителю руководства ресторана и другая сторона должна поставить на ней отметку.

Если складывается такая ситуация, что принять претензию некому или все ссылаются на отсутствие полномочий, вы можете направить претензию сразу по юридическому адресу заведения на имя владельца.

Что говорить руководству ресторана

Обычно руководство ресторанов использует две линии поведения:

  • Спокойно и конструктивно беседуют с пострадавшим. Сами предлагают пройти в кабинет и ознакомиться с видеозаписями. Если администратор заведения настроен на урегулирование конфликта, то, скорее всего, он окажет любое содействие.
  • Говорят, что вы сами во всём виноваты или что в заведении нет камер и охраны.
В последнем случае вы спокойно объясняете, что их отказ может быть истолкован как непосредственное соучастие в хищении вашего имущества, что будет отражено в вашей претензии. После чего руководство обычно предлагает всё же разрулить ситуацию, чтобы снять любую тень подозрения с работников ресторана.
© Svetlana Dyachkova/iStock.com

Нужно ли обращаться в полицию

Если украденная вещь, например шуба, имеет большую материальную ценность, то имеет смысл написать заявление.

Для этого нужно позвонить по номеру 112 и описать обстоятельства случившегося.

После подачи заявления следует:

  • Получить в дежурной части талон-уведомление — его должны выдать сразу после приёма заявления.
  • Взять у следователя постановление о возбуждении уголовного дела. Эти документы подтвердят факт кражи, если придётся судиться с рестораном.
При этом, увы, не стоит строить иллюзии, что сотрудники полиции тут же отправятся разыскивать вашу пропажу. Как правило, обращение в полицию рекомендуется делать одновременно с подачей претензии.

Если в течение 30 дней ситуация не будет урегулирована, обращайтесь в суд. В иске нужно будет ук­азать, что претензио­нный порядок был соб­люден, приложить коп­ии доказательств, вк­лючая чеки, а также перечислить имена свидет­елей, которые смогут прийти в суд и дать показания.