Что делать, если отключили электричество
Рассказываем, что делать, если столкнулись с этой ситуацией, — как найти причину, куда звонить и как избежать в будущем.
Почему может пропасть электричество
Основные причины:
- Авария. Поломки на линиях электропередачи, подстанциях или других объектах инфраструктуры.
- Плановые работы. Энергетические компании регулярно проводят обслуживание сетей и инфраструктуры. В таких случаях они обязаны предупредить минимум за десять дней.
- Сработал автоматический выключатель. Перегрузка сети или короткое замыкание может привести к тому, что автомат в вашем щитке отключит подачу электричества.
- Задолженность. Если не оплатить счета за электричество, поставщик может отключить вас от сети. Но перед этим энергетическая компания обязательно должна предупредить о долге и возможном отключении света.
Как узнать о плановых отключениях
Если свет отключили, важно сразу понять, связано ли это с плановыми работами. По закону энергетические компании обязаны сообщить заранее — за десять рабочих дней до отключения.
Это делают с помощью:
- SMS-рассылки на телефон, который указан в договоре энергоснабжения;
- новостей на официальном сайте управляющей компании;
- электронных писем;
- уведомлений в квитанциях.
Часто информацию о грядущих отключениях размещают на объявлениях в подъездах, лифтах или на информационных стендах.
Совет: вы можете подписаться на рассылку о плановых и получать уведомления удобным способом — по SMS или электронной почте. Например, жители Московского региона могут сделать это на сайте «Россетей».
Что делать при внеплановом отключении
Если электричество отключили без предупреждения, позвоните на горячую линию вашей энергокомпании или обратитесь в единые городские службы. В зависимости от региона номера различаются:
Москва:
- Единая горячая линия ЖКХ: +7 (495) 539-53-53.
- Контакт-центр «Россетей»: 8-800-220-02-20.
- «Мосэнергосбыт»: 8-800-550-00-55.
- Горячая линия города: +7 (495) 777-77-77 (диспетчер перенаправит ваш запрос в нужную службу).
Подмосковье:
- «Мособлэнерго»: +7 (495) 995-00-99.
Санкт-Петербург:
- АО «Петербургская сбытовая компания»: +7 (812) 678-96-00.
- Горячая линия «Россетей»: 8-800-220-02-20.
- Служба ЖКХ: 004.
Другие регионы:
- Энергосбытовая компания (номер указан в квитанции или на официальном сайте).
- «Светлая линия» «Россетей» по единому номеру: +7 800 220-0-220.
Звонок в службы позволит понять, с чем связано отключение, и узнать, когда восстановят электроэнергию.
На сколько могут отключить свет и что делать, если сроки нарушены
Сроки отключения строго регламентированы постановлением правительства:
- Не более 2 часов — если у дома есть резервный источник питания.
- Не более 24 часов — если резервного источника нет.
- До 72 часов — в случае аварий на внутридомовых сетях.
Если электричество включили позже положенного срока, вам положена компенсация. За каждый час задержки компания должна уменьшить счёт за электроэнергию на 0,15% от суммы за расчётный период.
Если света нет только у вас
Если электричество пропало только в вашей квартире или доме, выполните следующие шаги:
- Проверьте щиток. Возможно, сработала защита от перегрузки или короткого замыкания. Попробуйте включить автоматический выключатель и УЗО.
- Отключите все габаритные приборы. Перед включением автомата отключите электроприборы, чтобы исключить перегрузку.
- Включайте приборы поочерёдно. Нагрузка на сеть от таких устройств, как стиральная машина, электроплита или обогреватель, может быть сильной. И, как следствие, вызвать повторную реакцию автомата.
- Вызовите специалиста. Если самостоятельно устранить проблему не удалось, обращайтесь в управляющую компанию и дождитесь специалиста — электрик выяснит, что случилось.
Если отключили свет за долги
Электроэнергию отключат, если долг превысит размер двух месячных оплат по нормативу. Перед отключением энергетическая компания обязана:
- Предупредить вас о долге.
- Предоставить 20 дней для оплаты.
- Частично ограничить подачу электроэнергии (при технической возможности) перед полным отключением.
Что делать дальше:
- Погасите долг. Уточните сумму задолженности у энергетической компании. Погасить долг можно онлайн, например в личном кабинете на сайте «Мосэнергосбыта». Или лично на почте, в отделении банка и через расчётный центр.
- Сообщите об оплате. Передайте квитанцию об оплате в вашу управляющую компанию или ресурсоснабжающую организацию.
- Заключите договор рассрочки. Если долг большой, вы можете оформить рассрочку в офисе управляющей компании.
- Ждите восстановления подачи электричества. После оплаты электричество включат в течение двух рабочих дней. Учтите, что за повторное подключение придётся заплатить до 3000 рублей.
Полезный совет
Чтобы избежать неудобств, связанных с отключением света, регулярно проверяйте счета за коммунальные услуги, подписывайтесь на уведомления о плановых работах и храните контакты аварийных служб под рукой. Главное — будьте готовы к непредвиденным ситуациям: купите фонарик на батарейках и внешние аккумуляторы для подзарядки гаджетов. МЧС также советует на случай непредвиденных ситуаций запастись свечами и спичками, влажными салфетками для гигиены и бутилированной водой на десять литров.