Всего 1% жителей многоквартирных домов с центральным водоснабжением сталкивается с постоянными перебоями в подаче горячей воды. Для остальных это — нетипичная ситуация. Разбираемся, что делать, если она всё же произошла.

Что делать, если нет горячей воды
© rawpixel.com/iStock.com, Рамблер

Кто отвечает за подачу воды в квартиры

Ответственность за коммунальные услуги несёт управляющая компания (УК) или ТСЖ. В некоторых случаях — подрядная организация, с которой заключён договор.

В новых домах горячая вода готовится в индивидуальном тепловом пункте, который находится на цокольном этаже или в подвале. В теплообменнике теплоноситель нагревает холодную воду, обеспечивая подачу горячей воды в квартиры. За работу ИТП отвечает управляющая компания, а за подачу теплоносителя — теплоснабжающая организация.

Дмитрий Видяев
Дмитрий ВидяевРуководитель направления PR управляющей компании ООО «ТЕРРА»

Из-за чего могут отключить горячую воду

Это может быть плановое отключение. Каждый год коммунальные службы готовят трубы к отопительному сезону: проверяют на наличие протечек и коррозии. Как правило, это происходит с мая по конец августа.

Такие восстановительные работы длятся не дольше двух недель, но в каждом регионе будут свои нормы. Например, в Москве обычно укладываются за 10 дней. В новых микрорайонах срок сокращается. В домах с альтернативным трубопроводом воду вообще отключают не каждый год.

Ещё одна возможная причина отключения — чрезвычайная ситуация. При аварии на тупиковой магистрали прекратить подачу воды должны не дольше чем на 24 часа. Остальные перерывы должны составлять не более восьми часов суммарно за месяц и четырёх часов единовременно.

Также, если вы не платили за коммунальные услуги, УК имеет право перекрыть вам горячую воду. В такой ситуации нужно оплатить счета.

Где посмотреть график отключения воды

Узнать, сколько будет длиться плановое отключение воды, можно:

  • На доске объявлений в подъезде или в лифте.
  • У управляющей компании. Она должна информировать жильцов о предстоящих работах. Если вы не видели объявление или вам не пришло SMS, позвоните УК — номер можно найти на квитанции об оплате коммунальных услуг.
  • На Госуслугах. Если вы внесли информацию о своём доме в ГИС ЖКХ, вам будут приходить уведомления в личный кабинет.

Жители столицы также могут посмотреть даты:

  • На портале mos.ru (для жителей столицы). Зайдите в «Помощь» и «Инструкции», потом в раздел «Дом и двор», а потом в «График отключения воды в Москве». Введите адрес, и вам покажут актуальную информацию.
  • В приложении «Госуслуги Москвы». Найдите в каталоге услуг блок «Отключение горячей воды» и укажите свой адрес.
  • В мобильном приложении «Моя Москва». В разделе «Мой дом» будет чат-бот. Выберите «Отключение горячей воды», затем введите адрес.
© pvproductions/Freepik

Куда обращаться, если внепланово отключили горячую воду

Если горячая вода пропала без предупреждения и её нет дольше допустимого срока:

  1. Позвоните в УК или ТСЖ и спросите, почему проблему не решают.
  2. Наберите номер единого диспетчерского центра Москвы — +7 (495) 539-53-53.
  3. Позвоните напрямую в теплоснабжающую организацию. В столице это ПАО «МОЭК»+7 (495) 539-59-59.

Если вода не появилась после обращений, подайте жалобу. Сделать это можно тремя способами:

  • Через портал ГИС ЖКХ. Зайдите туда через учётную запись Госуслуг, перейдите в раздел «Написать обращение», укажите данные о себе. Письмо получит управляющая компания.
  • Через приложение «Госуслуги Дом». Выберите нужное жильё, нажмите «Заявки» и расскажите о своей проблеме, следуя подсказкам чат-бота. Жалобу направят в Жилинспекцию.
  • Через сайт Роспотребнадзора. Ведомство проверит работу управляющей компании.

В суд можно обращаться, когда проблема не решается долгое время и остальные способы не помогают. Составьте коллективный иск с соседями, прикрепите копии остальных жалоб.

Где взять горячую воду во время отключения

Во время отключения воды воспользуйтесь этими лайфхаками:

  • Подключите альтернативные системы нагрева. Самый действенный способ — установить бойлер. Он бывает проточным или накопительным, то есть подогревающим проходящую через него воду или подогревающим воду из бака.
  • Кипятите жидкость в кастрюлях или чайнике.

Нужно ли платить за горячую воду во время отключения

Если в квартире установлены счётчики, оплата начисляется только по фактическому потреблению — если воды нет, то и начислений нет. В остальных случаях расчёты ведутся по нормативу. Управляющая компания учитывает периоды отсутствия горячей воды и автоматически уменьшает сумму в квитанции.

Куда обращаться, если дома отключили отопление