За год аэропорты по всему миру повредили или задержали 26 миллионов чемоданов и сумок. Разбираемся, как действовать, если ваш багаж потерялся.

Что делать, если в аэропорту потеряли ваш багаж
© rasslava/iStock.com, Рамблер

Почему теряется багаж

Как только вы сдали багаж на стойке регистрации, ответственность за него несёт авиаперевозчик. При этом сумки и чемоданы обычно теряются из-за ошибок сотрудников аэропорта:

  • Неправильно приклеенной бирки.
  • Спешки во время пересадки.
  • Сканирования старого штрихкода (когда их несколько на одной вещи).
  • Невнимательности грузчика.

Подобные ситуации невозможно проконтролировать. Но вы можете сделать следующее:

  • Убрать старые бирки.
  • Добавить отличительный знак на чемодан, чтобы его было проще найти.
  • Сдать багаж с объявлением о его ценности, если вы перевозите важные вещи (платная услуга). Вам понадобится договор с указанием стоимости содержимого.

Дополнительно могут помочь геолокационные метки, такие как Apple AirTag, которые позволяют отследить местонахождение багажа через приложение на смартфоне и иногда ускорить возврат.

Альберт Бодокия
Альберт БодокияПрофессиональный путешественник

Поищите багаж в аэропорту

© Ralf Geithe/iStock.com

Вот какой должен быть алгоритм действий:

  1. Если вы не увидели свои вещи на ленте, ещё не значит, что они потерялись. Подойдите к зоне выдачи негабаритного багажа. Туда передают коляски, лыжи, самокаты и прочие предметы, которые не помещаются в ручную кладь.
  2. Обратитесь в службу розыска на стойке Lost and Found. Обычно она расположена в зоне прибытия. Если её там нет, спросите администраторов, где она находится, или позвоните на горячую линию аэропорта. Сотрудники стойки свяжутся с грузчиками и проверят, не остались ли ваши вещи в самолёте.

Заполните акт о нарушении перевозки

Если сумок и чемоданов не окажется в аэропорту, вам дадут бланк Property Irregularity Report. Он используется в международной системе розыска багажа, поэтому заполнить его нужно печатными буквами на английском языке. Возможно, за вас это сделает сотрудник аэропорта.

В акте перечисляют:

  • Количество и вес багажа.
  • Номер авиабилета.
  • Фамилию и имя пассажира.
  • Номер багажной бирки с кодом авиакомпании.
  • Полный маршрут.
  • Номера рейсов.
  • Название сумки или чемодана, отличительные черты.
  • Содержимое.
  • Пункт назначения.

Обязательно попросите один экземпляр акта. Он вам понадобится, если вы захотите пожаловаться на авиакомпанию.

Дождитесь выдачи багажа

У перевозчика будет 21 день, чтобы найти ваш чемодан. На сайтах некоторых авиакомпаний можно посмотреть статус розыска. Введите те же данные, что вы указали в акте о нарушении перевозки.

Когда вещи найдут, с вами свяжутся и согласуют время и место доставки. Сумки и чемоданы привезут бесплатно, но вы при желании можете сами забрать их из аэропорта. Если указанный срок прошёл, а багажа всё нет — он будет считаться утраченным.

Направьте претензию

Если багаж всё-таки потерялся, напишите претензию на имя перевозчика в свободной форме, чтобы вам возместили ущерб. Сделайте это в течение шести месяцев после полёта на внутренних авиалиниях и в течение двух лет — на внешних.

Обязательно укажите:

  1. Ф. И. О. и адрес.
  2. Название авиакомпании.
  3. Обстоятельства происшествия (потерялся багаж).
  4. Требования и сумму, но её нужно обосновать.
  5. Банковские реквизиты.

Приложите копии:

  1. Авиабилета.
  2. Акта о нарушении перевозки.
  3. Чеков на вещи, которые были в багаже (если есть).

Пакет документов отвезите в офис перевозчика и попросите поставить печать о вручении. Можете направить претензию заказным письмом с уведомлением о получении. Заявку должны рассмотреть в течение месяца.

На сайтах некоторых авиакомпаний описана упрощённая система подачи претензии. Иногда документ можно отправить через личный кабинет или с помощью формы обратной связи.

Получите компенсацию

На внутренних рейсах размер компенсации будет равен объявленной ценности. Если она неизвестна, действуют следующие нормы:

  • Не больше 600 рублей за килограмм багажа.
  • Не больше 11 тысяч рублей для ручной клади.
  • Общая сумма не более 78 тысяч рублей для каждого пассажира.

На международных рейсах размер выплаты зависит от условий одной из конвенций — Варшавской или Монреальской. Россия принадлежит к последней, поэтому компенсация составит не более 1000 СДР на человека.

СДР (специальные права заимствования) — это искусственное платёжное средство, которое используют перевозчики. Курс постоянно обновляется, например в феврале 2025 года вам вернут до 110–120 тысяч рублей.

Застрахуйте багаж

Как правило, авиакомпании предлагают приобрести страховку во время покупки билета. Обязательно проверьте, есть ли в условиях пункт о багаже. Если нет, приобретите отдельный полис. Обычно есть раздел про сумки и чемоданы в общем пакете для путешественников.

Полис позволит получить отдельную компенсацию как при задержке выдачи клади, так и при его полной утере (тогда сумма может достигать 20 тысяч рублей за каждый чемодан). Для оформления страхового случая необходимо предоставить стандартный пакет документов — посадочный талон, оригинал акта, чеки.

Марина Меликьян
Марина МеликьянРуководитель дирекции страхования путешествующих Страхового дома ВСК

Как получить компенсацию за повреждённый при авиаперелёте багаж