Что делать, если в подъезде не убираются
Некоторые россияне моют подъезды самостоятельно, хотя плата за эту услугу включена в ежемесячные квитанции. Вместе с экспертами разберёмся, как часто должны проводить уборку и что можно предпринять, если вас не устраивает чистота в многоквартирном доме.
Кто отвечает за чистоту в подъезде
В Постановлении Правительства № 491 говорится, что за уборку подъездов отвечают управляющая компания (УК) или ТСЖ, которые обслуживают дом. Плата за эту услугу входит в квитанцию ЖКХ.
Минимальный перечень работ подразумевает регулярное проведение влажной и сухой уборки в помещениях общего пользования, в том числе — очистку лестничных площадок и маршей.
Александр БударагинРуководитель группы «Юристы Бударагин А.А. и партнеры»
Как часто должны производить уборку
Согласно установленным нормам по содержанию жилищного фонда:
- мыть полы в лифте и марши нижних этажей, а также подметать площадку рядом с мусоропроводом должны ежедневно;
- мыть лестничные площадки и марши со второго этажа включительно — один раз в неделю;
- мыть окна и делать влажную уборку всего подъезда — один раз в год.
По закону УК и ТСЖ не имеют права снижать периодичность уборки, даже если это предусмотрено внутренним регламентом. Важно! УК или ТСЖ обязаны заключить с собственниками договор, в котором будут прописаны условия содержания общего имущества многоквартирного дома. Чтобы узнать индивидуальный график уборки помещений, ознакомьтесь с этим документом.
Оксана ВасильеваЧлен Ассоциации юристов России
Важно! УК или ТСЖ обязаны заключить с собственниками договор, в котором будут прописаны условия содержания общего имущества многоквартирного дома. Чтобы узнать индивидуальный график уборки помещений, ознакомьтесь с этим документом.
Что делать, если уборку не производят
Шаг 1: уточните, кто отвечает за чистоту
- Перейдите на портал «Госуслуги Дом».
- Введите в строку адрес дома.
- Пролистайте вниз до блока «Управление домом». Там будет указана необходимая информация — наименование, адрес, телефон и электронная почта организации, которая обслуживает дом.
Шаг 2: сделайте фото и видео, доказывающие отсутствие уборки
Прежде чем подавать жалобу, нужно зафиксировать нарушение. Так вы сможете подтвердить, что уборка действительно не производится, и запросить перерасчёт за некачественно оказанные услуги.
Вот несколько советов по съёмке:
- Сделайте фотографии грязных участков общим и крупным планом.
- Отдельно зафиксируйте грязь на лестничных пролётах, в лифтах, у входных дверей и в коридорах.
- Проверьте, что дата и время съёмки автоматически записываются. На видео эти данные можно проговорить.
- Постарайтесь зафиксировать нарушения в разное время суток.
Шаг 3: подайте претензию в УК или ТСЖ
После фиксации нарушений необходимо направить в обслуживающую организацию претензию. Она составляется в свободной форме и может быть как индивидуальной, так и коллективной.
Что следует указать в претензии:
- Наименование организации, обслуживающей дом.
- Ф. И. О. и контактную информацию заявителя — номер телефона, электронную почту и адрес фактического проживания.
- Адрес дома.
- Период, в течение которого уборка не производилась.
- Требование произвести перерасчёт и учесть разницу в следующих платёжках в связи с некачественным оказанием услуги.
В претензии рекомендую упомянуть статьи 161 и 162 Жилищного кодекса РФ, в которых прописаны обязанности управляющей организации по надлежащему содержанию общего имущества. Также можно подчеркнуть, что при игнорировании претензии вы будете вынуждены обратиться в органы государственного жилищного надзора и начать судебное разбирательство для защиты своих законных интересов, — подчеркнул Александр Бударагин.
Направить претензию в УК или ТСЖ можно следующими способами:
- через онлайн-форму приёма обращений на официальном сайте или в приложении — при наличии такой услуги;
- заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения — по почте или курьерской доставкой.
При желании вы вправе передать претензию лично, но в таком случае нужно зафиксировать факт получения документа ответчиком. Для этого попросите сотрудника обслуживающей организации расписаться на втором (своём) экземпляре — на нём обязательно должна стоять дата.
Шаг 4: дождитесь ответа
Представители УК или ТСЖ в соответствии со статьёй 39.1 Федерального закона обязаны рассмотреть претензию и направить ответ в течение 15 рабочих дней.
Что делать, если жалобу проигнорировали
Если организация, обслуживающая ваш дом, оставила претензию без внимания, а уборка так и не была произведена, вы вправе пожаловаться в надзорные органы и параллельно подать исковое заявление в суд.
Подайте жалобу в Жилинспекцию
Контроль за деятельностью УК и ТСЖ осуществляют органы государственного жилищного надзора. Они проводят регулярные проверки, чтобы убедиться, что требования к обслуживанию общего имущества, включая поддержание чистоты в подъездах, соблюдаются. Если управляющая компания бездействует, смело отправляйте жалобу, — объяснил Александр Бударагин.
- Перейдите на сайт ГИС ЖКХ.
- Войдите в личный кабинет через аккаунт на Госуслугах.
- В колонке «Электронные сервисы» выберите раздел «Написать обращение».
- Составьте обращение по примеру претензии, которую вы направляли в УК или ТСЖ.
- Прикрепите копию претензии для УК или ТСЖ, а также фото и видео, на которых видно, что уборка в подъезде не производится.
- Отправьте обращение — его обязаны рассмотреть в течение 30 дней.
Направьте претензию в Роспотребнадзор
Согласно нормам СанПиН 2.1.3684-21 на нижних этажах влажная уборка помещений общего пользования должна проводиться ежедневно. Поэтому, если эти требования нарушены, вы вправе обратиться с претензией в Роспотребнадзор— рассказал Александр Бударагин.
- Перейдите на официальный сайт.
- Войдите в личный кабинет через аккаунт на Госуслугах.
- Выберите пункт «Отправить обращение» и ознакомьтесь с условиями.
- Напишите претензию, прикрепите фото и видео в качестве доказательства.
- Отправьте претензию и дождитесь ответа — он должен поступить в течение 30 дней.
Обратитесь в прокуратуру
Прокуратура — правоохранительный орган, который осуществляет надзор за соблюдением прав граждан во всех сферах. Подавать жалобу в прокуратуру следует, только если другие инстанции оказались неэффективны, — отметила Оксана Васильева.
Вы можете лично отдать претензию сотруднику прокуратуры, но для этого нужно предварительно записаться на приём через Госуслуги. На портале потребуется сформулировать жалобу и прикрепить доказательства, а на сам приём — взять паспорт.
Чтобы подать претензию онлайн, перейдите на сайт прокуратуры своего города. Ниже делимся инструкцией для жителей Москвы:
- Перейдите на сайт и нажмите «Обращение в прокуратуру».
- Ознакомьтесь с информацией, затем кликните «Согласен».
- Составьте обращение и прикрепите необходимые доказательства.
- Отправьте жалобу.
При очном и дистанционном обращении ответ должен поступить в течение 30 дней.
Как направить исковое заявление в суд через Госуслуги
- Предварительно составьте текст заявления, изложите в нём свои требования. Подготовьте копию ранее направленной претензии, ответ УК или ТСЖ (при наличии), а также фото, на которых видны нарушения.
- Войдите в личный кабинет на портале — понадобится подтверждённая учётная запись.
- Перейдите в раздел «Подача документов в суд в электронном виде» и нажмите «Начать».
- Выберите из перечня «Суд общей юрисдикции», затем — «Гражданское судопроизводство».
- Введите в строку «Исковое заявление».
- Ознакомьтесь с порядком подачи искового заявления и нажмите «Подтверждаю».
- Вставьте текст претензии и прикрепите необходимые файлы.
- Отправьте иск.
Помните, что судебное разбирательство — долгий процесс. Вам потребуется присутствовать на всех слушаниях и быть готовым отстаивать свои права. На практике вся процедура может занять от трёх месяцев до одного года. Если не готовы к этому, постарайтесь самостоятельно решить проблему с УК или ТСЖ.