Что делать, если каршеринг списал деньги за поездку, которой не было

С мая 2025 года по всей России наблюдаются перебои в работе мобильного интернета. Отключения сказываются и на функционировании каршеринговых сервисов. Так, одной из проблем может стать ситуация, когда каршеринг ошибочно списывает с вашей карты деньги за поездку, которой не было. Разберёмся, почему такое может случиться и как вернуть свои средства.

Как не потерять деньги из-за сбоя в каршеринге: советы экспертов
© Bulkin Sergey/news.ru/www.globallookpress.com

Причины, из-за которых могут списать деньги за несостоявшуюся поездку

Для начала необходимо уточнить, как в каршеринге происходит оплата за поездку и предварительное резервирование средств. Когда вы подтверждаете бронь авто, сервис «замораживает» определённую сумму на карте — деньги не списываются сразу, а удерживаются на счёте до конца поездки.

Но некоторые банки сообщают и о блокировке, и о списании как об одинаковых операциях, что может вызвать путаницу у пользователя, который посчитает, что деньги списали дважды — один раз за реальную аренду, а во второй раз за поездку, которой не было.

При этом бывают ситуации, когда деньги со счёта арендатора и впрямь списывают за несостоявшуюся поездку. Вот почему это может произойти.

  • Технические неполадки в работе каршеринга.

За каждым автомобилем следит робот. Он не видит вас, а только получает сигналы: “дверь открыта”, “мотор заведён”, “приложение закрыто”. Иногда эти сигналы путаются, например, если пропал интернет. Представьте: вы открыли машину, сели внутрь, а связь внезапно пропала. Доехав до нужного вам пункта, вы вышли и ушли, а приложение лишь сейчас поймало сеть и сообщило системе, что поездка не завершена, а только началась.

Ирина Деревянко
Ирина ДеревянкоМенеджер продукта «Командировки» компании «Передовые Платежные Решения»
  • Сбой в платёжной системе банка, который привёл к некорректной обработке транзакции. В результате деньги списываются дважды.
  • Ошибки пользователя. Это, к примеру, случайное подтверждение начала аренды или преждевременное закрытие приложения: человек нажал «Завершить поездку», сразу отключил приложение и не дождался синхронизации с сервером — в результате каршеринг считывает это как то, что аренда продолжается.

Сюда же можно отнести ситуации, когда клиент несвоевременно отменил бронь.

Случается, что списание происходит из-за того, что пользователь нарушил условия договора: забронировал автомобиль, не успел к нему или передумал, а бронь в установленный срок не снял и программа списала у него средства за то, что он не пришёл, и у машины образовался простой.

Дмитрий Матвеев
Дмитрий МатвеевГенеральный директор компании «Мой Автопрокат»

Помните! Во время регистрации в приложениях по аренде машин вы обычно соглашаетесь на автоматическое списание денег — без дополнительного подтверждения. Это предусмотрено в договорах большинства каршеринговых сервисов.

Как вернуть деньги: пошаговая инструкция

По закону «О защите прав потребителей» плата за неоказанную услугу подлежит возврату. Главное — доказать, что машиной вы не пользовались. Вот как это сделать.

  • Проверьте списание. В банковском приложении или интернет-банке изучите выписку — уточните дату, сумму и получателя. Убедитесь, что это не временная блокировка средств.
  • Соберите доказательства. Сохраните скриншоты из приложения каршеринга (историю брони, старт/окончание поездки, сообщения об ошибках), фото парковки и выписку из банка. Чеки и электронные подтверждения также пригодятся.
  • Напишите в службу поддержки сервиса, чётко изложите проблему и приложите доказательства. Обращение будет передано техническим специалистам.
  • Если получили шаблонный отказ, вежливо потребуйте рассмотрения старшим менеджером. Дополнительно отправьте досудебную претензию на официальную почту компании на имя руководителя организации.

Мини-шаблон претензии: Тема: Возврат неправомерно списанных средств по аренде № ___ от ___. Прошу вернуть ___ руб., списанные ___ по аренде № ___ (ID ___). Поездка не состоялась/аренда завершена корректно, что подтверждается приложенными скриншотами. Требую: 1) вернуть сумму; 2) предоставить расчёт и документы, послужившие основанием списания. При отсутствии ответа в 10-дневный срок оставляю за собой право на судебную защиту с взысканием суммы, штрафа 50%, компенсации морального вреда и расходов. Приложения: скриншоты, выписка банка, переписка.

Вячеслав Иванов
Вячеслав ИвановЮрист, доцент Чебоксарского института Московского политехнического университета
  • Жалоба в Роспотребнадзор. Если ответа нет или он неудовлетворительный, подайте жалобу в Роспотребнадзор:
  1. По почте. Найдите адрес территориального органа ведомства на сайте и отправьте обращение заказным письмом.
  2. Онлайн. Заполните форму на сайте.

Если Роспотребнадзор вынесет решение в вашу пользу, отправьте его копию в службу каршеринга. Это поможет подтолкнуть компанию пересмотреть ваше первоначальное обращение и выполнить требования без суда.

  • Обращение в суд. Если ни претензия, ни жалоба в Роспотребнадзор не помогли, направьте обращение в суд. Для этого:
  1. Составьте исковое заявление. Опишите ситуацию: что произошло, какие убытки вы понесли и чего требуете.
  2. Приложите все доказательства: скриншоты, переписку с поддержкой и ответ каршеринга (если есть), чеки и банковские выписки, копию претензии, решение Роспотребнадзора.
  3. Подайте иск. Отправьте заявление в суд по месту нахождения компании или вашего жительства.

Профилактика: как избежать непредвиденных списаний

© senivpetro/Freepik
  • Изучите правила аренды заранее.
Помните, что прокатные компании в первую очередь стремятся оградить себя от рисков и правила по аренде и списанию средств могут различаться. Поэтому перед регистрацией в сервисе и бронированием автомобиля внимательно прочитайте условия оферты и другие документы по аренде, — советует Дмитрий Матвеев.
  • Фиксируйте всё на фото. Не поленитесь потратить на это время перед стартом аренды и после: снимите бамперы, колёса, салон и кузов со всех сторон. Храните эти кадры хотя бы сутки — они станут вашей надёжной защитой в возможных спорах.
  • Подтверждайте завершение поездки.
Не закрывайте приложение, пока не увидите на экране итоговую сумму и надпись “Поездка завершена”. Лучше сделать скриншот, — подчёркивает Ирина Деревянко.
  • Завершайте аренду только в местах с хорошим интернетом, чтобы избежать сбоя в работе приложения.
  • Привяжите к сервису отдельный счёт с ограниченным балансом. Так вы защитите основные финансы от внезапных списаний.

Что делать, если вас пытаются высадить из такси на полпути

Видео по теме от RUTUBE