По данным на май 2025 года, почти половина россиян — 42% — для путешествий выбирают самолёт. Но что делать, если во время посадки на рейс вам говорят, что свободных мест на борту больше нет? Разберёмся, что такое овербукинг, кто может столкнуться с такой проблемой и как защитить свои права.

Юристы объяснили, как действовать, если вас сняли с рейса из-за овербукинга
© staticnak1983/iStock.com

Овербукинг — что это

Овербукинг — практика некоторых авиакомпаний, при которой количество проданных билетов превышает число мест в самолёте. В результате кто-то из пассажиров может не попасть на запланированный рейс и рискует остаться в аэропорту.

Почему это происходит

Причины могут быть разными:

  • Маркетинговый расчёт. Перевозчики знают: часть пассажиров может не прийти на рейс. Чтобы компенсировать убытки, они продают билеты «с запасом».

Стратегия овербукинга появилась в 1950-х годах в Америке. Тогда американцы могли сдавать билеты до и после вылета самолёта без каких-либо комиссий и штрафов. Чтобы сократить денежные потери, авиакомпании стали продавать примерно на 10% больше билетов, чем было мест в самолёте.

  • Замена самолёта. К примеру, из-за технических обстоятельств вместо вместительного Airbus A320, рассчитанного на 180 мест, пассажирам подали свободный, но небольшой Sukhoi Superjet (в нём 100 мест). Места закончились, и 80 человек не смогли попасть в самолёт.
  • Сбои в расписании. Если рейс отменяют, пассажиров распределяют по другим самолётам, и мест может не хватить.
  • Стыковочные перелёты. Задержка одного рейса может привести к необходимости перераспределения пассажиров на другие борта, где мест уже нет.

Кого могут снять с рейса

© wavebreakmedia_micro/Freepik

Шанс попасть в список тех, кого не пустят на борт, выше у пассажиров:

  • купивших билеты в последнюю очередь;
  • прошедших регистрацию позже других либо пришедших к выходу на посадку в числе последних;
  • оформивших самые дешёвые тарифы.

Овербукинг в России: что говорит закон

Ситуация неоднозначная — в российском правовом поле овербукинг напрямую не регулируется.

Российское законодательство не содержит понятия “овербукинг”. То есть по закону такая практика не разрешена, но и не запрещена.

Ламан Микаилова
Ламан МикаиловаСтарший юрисконсульт судебно-арбитражной практики

Сам вопрос овербукинга активно обсуждается. Так:

  • В мае 2025 года Минтранс рассматривал возможность введения овербукинга на популярных маршрутах.
  • А уже в июне в Госдуму внесли противоположный проект с предложением запретить продажу билетов сверх количества мест.

Поэтому авиакомпании в России, когда речь идёт об овербукинге, обычно говорят о сбое бронирования либо технической проблеме. Но это не снимает с перевозчика ответственности.

Овербукинг — довольно распространённая ситуация. Если вам не повезло и вам отказываются предоставить место на рейс в запланированную дату и время, вы имеете право на возмещение ущерба и полную компенсацию стоимости вашего билета, даже если он невозвратный.

 Диана Ошнокова
Диана ОшноковаЗаместитель руководителя по судебной работе ПРАВОКАРД

Права пассажиров и обязанности авиакомпании

При покупке билета вы заключаете договор перевозки. По нему:

  • Пассажир обязуется вовремя прибыть в аэропорт, зарегистрироваться, оформить багаж, а для международных рейсов пройти контрольные процедуры: пограничный контроль и таможню.
  • Авиакомпания, в свою очередь, должна доставить человека и его вещи в пункт назначения.

Регистрация и сдача багажа закрываются обычно за 40 минут до вылета. Если вы пришли вовремя, но вас не пустили на борт, это уже нарушение договора перевозчиком: авиакомпания обязана либо предоставить вам место в другом самолёте, либо компенсировать ущерб.

Что делать, если вам отказали в перелёте из-за овербукинга

Ситуация неприятная, но не безвыходная: закон здесь на стороне пассажира. Всё зависит от того, согласитесь ли вы ждать новый рейс или нет.

Если вы согласились на перенос рейса

Если вас сняли с рейса из-за овербукинга, запомните: главное, не подписывайте сразу никакие бумаги об “отказе от претензий” или “добровольном возврате”. Требуйте официальную справку о снятии с рейса с указанием причины: “Овербукинг”. Этот документ понадобится в случае, если придётся направить авиакомпании претензию или обращаться в суд. Помните, что статья 120 Воздушного кодекса России прямо обязывает перевозчика доставить вас до конечного пункта маршрута первым доступным самолётом этой же авиакомпании либо рейсом конкурента.

Владислав Марменков
Владислав МарменковАдвокат по уголовным, гражданским и семейным делам с опытом работы более 10 лет

Если авиакомпания предложила вам другой рейс и время вылета вас устраивает, то сложившаяся ситуация приравнивается к задержке рейса. Это значит, что перевозчик обязан позаботиться о вашем комфорте, пока вы ждёте.

Авиакомпания должна:

  • Бесплатно хранить ваш багаж.
  • Предоставить комнату матери и ребёнка, если путешествуете с детьми до 7 лет.
  • Организовать сервис в зависимости от времени ожидания:
  1. Более 2 часов — прохладительные напитки и возможность совершить два звонка.
  2. Более 4 часов — горячее питание (кормить вас обязаны каждые шесть часов днём и восемь часов ночью).
  3. Более 8 часов днём либо 6 часов ночью — гостиница за счёт авиаперевозчика и трансфер туда-обратно.

Отсчёт идёт с того времени, которое указано в вашем билете.

Важно! Если авиакомпания не предоставила обещанные услуги (еду, напитки, отель), организуйте всё самостоятельно. Сохраняйте чеки и квитанции — эти расходы можно будет возместить позже.

Дополнительная компенсация

В соответствии со статьёй 120 Воздушного кодекса пассажир может требовать с перевозчика компенсацию за задержку рейса. Её размер — 100 рублей за каждый час просрочки, но не более 50% цены авиабилета. При международных перевозках размер ответственности определяется с учётом зарубежных договоров, — объясняет Ламан Микаилова.

Если новый билет вам не подходит

Бывает, что предложенный перевозчиком рейс и время вылета неудобны для вас. Тогда вы можете:

  • Самостоятельно купить билет на другой самолёт, поезд или даже автобус.
  • Потом взыскать с авиакомпании:
  1. Стоимость «сгоревшего» билета.
  2. Плюс разницу между ценой нового билета и старого.

Но помните, что компенсация должна быть разумной. Если ваш билет был экономкласса, а вы купили бизнес, проигнорировав более доступные варианты, велика вероятность, что авиакомпания оплатит только часть расходов.

Дополнительные права пассажира

  • Можно требовать возмещения и других убытков (например, цену потерянной брони отеля).
  • Компенсацию за моральный вред.

Как себя вести

  • Сохраняйте спокойствие. Овербукинг — проблема авиакомпании, а не ваша.
  • Обратитесь к представителю перевозчика. Уточните, какие услуги и компенсации вам положены.
  • Зафиксируйте всё. Сохраняйте билеты, чеки, квитанции и переписку с авиакомпанией, если общаетесь не лично.
  • Подайте претензию. Если авиакомпания не выполнила обязательства, напишите официальную претензию с приложением всех документов.

Главное правило: сохраняйте все бумаги и чеки. Чем больше подтверждений у вас на руках, тем проще будет вернуть деньги и получить положенные компенсации.

Как составить претензию к авиакомпании и вернуть деньги

© Freepik

Что указать в претензии

В обращении к авиаперевозчику обязательно пропишите:

  • Ф. И. О. пассажира;
  • название авиакомпании;
  • контакты для связи (ваш телефон, e-mail);
  • сведения о полёте: дата покупки билета, номер рейса, реквизиты и стоимость билета;
  • факты задержки: когда и куда должен был вылететь самолёт, насколько сдвинули вылет;
  • ваши требования: возмещение расходов, выплата неустойки, компенсация морального вреда.

Чем точнее вы опишете обстоятельства и чем больше документов приложите, тем выше вероятность положительного решения.

Какие документы приложить

К претензии стоит добавить:

  • Копию авиабилета.
  • Бумаги, подтверждающие факт задержки либо отмены рейса.
  • Документы, подтверждающие ваши расходы (чеки за питание, гостиницу, транспорт).
  • Расчёт суммы, которую вы требуете возместить.
  • Любые другие доказательства ваших убытков.

Куда и как подавать претензию

  1. Отнесите документы в представительство авиакомпании в аэропорту вылета или прилёта.
  2. Сделайте два экземпляра: один отдайте перевозчику, на втором попросите поставить отметку о приёме — он останется у вас.

Сроки подачи

  • Для внутренних рейсов — до полугода с даты задержки.
  • Для международных перелётов — сроки зависят от законодательства страны, где зарегистрирован перевозчик.

После получения претензии у авиакомпании есть 30 дней, чтобы дать официальный ответ.

Как правило, авиакомпании невыгодно игнорировать ваше обращение. При судебном рассмотрении ситуации за нарушение сроков ответа на претензию суд может назначить перевозчику штраф в размере 50% от суммы, присуждённой судом в пользу пассажира (пункт 6 статьи 13 закона “О защите прав потребителей”). А ещё потребовать выплату неустойки, которая рассчитывается в порядке, установленном в пункте 5 статьи 28 закона “О защите прав потребителей”. Но если ответ всё-таки не придёт, у вас есть все основания обратиться в суд, — отмечает Диана Ошнокова.

Что делать, если отказали

Если перевозчик игнорирует ваше обращение или отказывает в выплате:

  1. Подавайте иск в суд по адресу регистрации компании или по своему месту жительства.
  2. В суде можно требовать не только возврата расходов, но и компенсацию морального вреда, а также выплаты штрафа за отказ добровольно вернуть вам деньги.
На практике авиакомпании часто пытаются “откупиться” ваучерами, скидками или бонусами. Помните, что вы вправе настаивать именно на денежной выплате. Такие судебные дела пассажиры обычно выигрывают, — подчёркивает Владислав Марменков.

Советы пассажирам

© DC Studio/Freepik
  • Приезжайте в аэропорт заблаговременно и заранее проходите регистрацию, не дожидаясь времени, когда она будет уже заканчиваться. Лучше регистрироваться онлайн.
  • Выбирайте авиакомпании с хорошей репутацией: постоянным клиентам часто предоставляют приоритетное обслуживание.
  • Всегда фиксируйте обстоятельства возможных нарушений ваших прав: сохраняйте переписку, чеки, подтверждения задержки.
  • Действуйте официально: сначала претензия, затем — суд, если компенсацию не выплатили добровольно.

Что делать, если боитесь летать на самолёте

Видео по теме от RUTUBE