Треть жителей России недовольны состоянием своих подъездов и дворов. Отсутствие регулярной уборки плохо сказывается на внешнем виде общей территории. Разобрались, что делать, если возле вашего дома постоянно валяется мусор или опавшая листва.

Во дворе плохо убирают? Куда жаловаться и как навести порядок
© SerhiiBobyk/iStock.com

Что относится к придомовой территории

Двор — это часть придомовой территории. Так называют участок возле многоквартирной постройки, который принадлежит жильцам на правах общей собственности. Все они могут пользоваться мусорными баками, скамейками и детской площадкой.

Как правило, к придомовой территории относятся:

  • Тротуары, бордюры.
  • Места для автомобилей.
  • Газоны, клумбы.
  • Участок, на котором стоит здание.
  • Детские площадки.
  • Пешеходные дорожки.
  • Места, где стоят контейнеры для мусора.

Размеры придомовой территории бывают разными. В неё могут входить как несколько метров возле подъезда, так и большая парковка с парком. Точные границы смотрите в Государственном кадастре недвижимого имущества (карта).

Если земля не стоит на кадастровом учёте и не перешла в общую долевую собственность жильцов, вопросы её содержания могут регулироваться муниципалитетом.

Константин Ткаченко
Константин Ткаченкоадвокат МГКА «Бюро адвокатов "Де-юре"»

Кто отвечает за состояние двора

За придомовую территорию по закону несёт ответственность управляющая компания (УК). Она должна организовывать вывоз мусора, уборку, покраску лавочек и ограждений. Для этого обычно нанимают подрядчика.

Все работы оплачивают собственники помещений. Точная сумма зависит от площади квартиры, договорённости с УК и набора услуг. К последним обязательно относятся:

  • Уборка снега.
  • Очистка территории от льда.
  • Вынос мусора.
  • Промывка урн.
  • Подметание дорожек;
  • Покос травы.

Вы можете договориться с управляющей компанией о дополнительных опциях: возведении детской площадки, обустройстве парка или посадке растений.

Ответственность за содержание придомовой территории несёт тот, кому собственники делегировали управление домом. Это может быть УК, ТСЖ или застройщик. С ними заключается договор, где прописываются все услуги по содержанию общего имущества.

Как решить вопрос мирно

Свяжитесь с УК и сообщите о проблеме. Узнать, какая именно организация обслуживает ваш дом, получится несколькими способами:

  • В квитанции для оплаты ЖКУ.
  • На информационном стенде в подъезде.
  • Через ГИС ЖКХ. Зайдите на сайт, выберите раздел «Реестры», перейдите в «Объекты жилищного фонда», введите адрес и известные данные о доме, найдите блок «Управляющая организация» и нажмите «Информация об исполнителе услуг».

Важно! По итогам проверки вам должны предоставить перерасчёт за содержание придомовой территории.

Как надавить на представителей УК

Составьте письменное обращение или претензию на имя руководителя управляющей компании. В документе укажите свои требования, приложите доказательства: можете добавить акт с указанием сроков отсутствия уборки. Оставьте контактные данные и распишитесь.

Передайте обращение одним из следующих способов:

  • Отправьте заказным письмом с уведомлением о получении.
  • Отнесите секретарю, только попросите его отметить в документе дату принятия и подпись.

В крайнем случае созовите общее собрание собственников. Для этого разошлите жильцам приглашение минимум за 10 дней до встречи. Потом выступите перед присутствующими и проведите голосование, чтобы, например, сменить подрядчика.

Куда жаловаться на нарушение

Если ситуация не изменилась или вам не сделали перерасчёт за обслуживание придомовой территории, зафиксируйте беспорядок во дворе на фото или видео и соберите копии предыдущих обращений. Они вам понадобятся, чтобы официально решить вопрос.

Дополнительно обратитесь к другим жильцам за поддержкой. Коллективные жалобы ведомства принимают охотнее.

Жилинспекция

Отправить обращение возможно:

  • С помощью ГИС ЖКХ. Зайдите на портал через аккаунт Госуслуг. В колонке «Электронные сервисы» найдите блок «Написать обращение».
  • Через mos.ru (для жителей столицы). Перейдите на страницу, внизу будет раздел «Электронная приёмная». Там заполните сведения о себе и укажите причину подачи заявки.
  • Лично в офисе (карта).
  • Заказным письмом с уведомлением о получении.

Жалобу рассмотрят в течение 30 дней.

Роспотребнадзор

Лучше подать жалобу через интернет-приёмную. Для этого:

  1. Зайдите на портал.
  2. Выберите раздел «Отправить обращение».
  3. Ознакомьтесь с информацией.
  4. Нажмите «Продолжить».
  5. Авторизуйтесь через Госуслуги.
  6. Опишите случившееся.

Заявление должны проверить в течение 30 рабочих дней. Если этот способ вам не подходит, отправьте документ заказным письмом или отнесите лично в ведомство (адрес для Москвы).

На какие документы опираться

Существует Постановление Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Там прописано множество деталей: когда подметать и мыть тротуары, как часто чистить дорожки от снега, какими должны быть пожарные проезды. Но в зависимости от региона требования могут отличаться.

Что делать в крайнем случае

После всех обращений управляющая компания должна решить проблему. Если этого не произошло, направьте иск в суд (лучше коллективно). Скорее всего, разбирательство займёт несколько месяцев. Когда вину УК докажут, ваши требования выполнят. Дополнительно с организации можете взыскать компенсацию расходов на делопроизводство.

Можно ли не платить за вывоз мусора, если в квартире никто не живёт

Видео по теме от RUTUBE