Санитар моря: как я помогала очистить побережье Тамани от мазута
В декабре 2024 года произошла масштабная экологическая катастрофа: тонны мазута попали в акваторию Чёрного моря после крушения двух танкеров. Многие россияне не остались равнодушными к проблеме и приняли участие в ликвидации последствий. Поговорили с 20-летней студенткой Анастасией Смирновой, ставшей волонтёром, чтобы на примере личного опыта выяснить, как проходил процесс и с какими сложностями пришлось столкнуться.
Экологическая катастрофа: что произошло
15 декабря 2024 года в Керченском проливе из-за сильного шторма два танкера — «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» — потерпели крушение. Вследствие этого в воды Чёрного моря попало около 2400 тонн мазута, который распространился вдоль побережья Краснодарского края на десятки километров, а также осел на дно.
Спустя примерно месяц, 12 января 2025 года, на девяти участках береговой линии в Темрюкском районе и Анапе были обнаружены новые выбросы мазута. Даже к настоящему времени полностью ликвидировать последствия экологической катастрофы не удалось, в некоторых местах по-прежнему наблюдаются остаточные загрязнения.
Напомним, что мазут — это остаточный продукт переработки нефти, который используют в качестве топлива для котельных установок, кораблей, промышленных котлов и тепловых электростанций. Содержащиеся в мазуте сернистые соединения и тяжёлые металлы делают его опасным для живых существ и экологии.
Студенты стали волонтёрами: кто помогал очистить пляжи
Для устранения последствий разлива требовались колоссальные бюджетные вложения. По официальным данным, на очистку акватории было выделено более 100 миллионов рублей. Изначально работы велись силами профессиональных команд спасателей, однако масштабы катастрофы оказались так велики, что возникла острая потребность в привлечении волонтёров. Тогда откликнулось более 41 тысячи граждан, среди них были и студенты российских вузов.
«Отправила заявку и только потом спросила семью»: история Анастасии Смирновой
Я уже много лет занимаюсь волонтёрской деятельностью и не понаслышке знаю, что это — отдавать всю себя безвозмездно, абсолютно не надеясь на какое-либо вознаграждение. С тех пор как я поступила на факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, я постоянно участвовала в волонтёрских проектах, так как мне очень нравилось быть причастной к какому-то общему делу.
В январе 2025 года, когда я уже училась на третьем курсе, профком опубликовал пост в соцсетях, где говорилось, что в настоящее время набираются волонтёры для поездки на побережье в Тамани, чтобы помочь ликвидировать последствия разлива мазута в Чёрном море. Помню, что не раздумывая подала заявку и только потом осознала, что не спросила разрешения у родителей. Но на этот счёт я не сильно переживала, ведь у меня очень понимающая семья. Кроме того, когда произошла экологическая катастрофа, мы все очень волновались, потому что город Анапа — очень дорогое для нас место, там прошли всё детство и юность моих родителей. Разумеется, они меня сразу отпустили
Спустя некоторое время мою заявку приняли и из-за опыта даже назначили бригадиром команды. В поездке я была ответственна за самочувствие волонтёров и различные организационные моменты.
Постепенно я готовилась к поездке. В конце января, когда сессия закончилась и наступили каникулы, мы собрались с волонтёрами и поехали в штаб «Дельфины» в посёлке Волна Темрюкского района, что находится недалеко от станицы Тамань. Весь путь в одну сторону занял около суток. Всего мы должны были провести в штабе пять дней, ещё два дня ушло на дорогу.
Когда мы доехали, нам выделили места в гостевых домах: девочки жили в одном доме, мальчики — в другом. Это, конечно, были не самые хорошие и комфортные условия. Но мы там только спали. Большую часть времени мы убирали мазут на пляже.
Отмечу, что в штабе были волонтёры с разных факультетов и разных курсов. Также в штабе мы познакомились со студентами-волонтёрами из МФТИ. Вместе мы проводили вечера: пели песни под гитару, играли в настольные игры и просто общались друг с другом.
Примечательно, что в штабе, где висела большая карта России, каждый мог поставить метку, откуда он приехал. Оказалось, что помогать очистить побережье приезжали жители Казани, Москвы, Сибири и даже Владивостока. Было очень приятно осознавать, что люди со всех уголков России готовы помочь — на протяжении нескольких дней безвозмездно выполнять сложную работу.
«Опасно для здоровья»: как проходила уборка мазута
Конечно же, это было сложно, но мы знали, на что идём, ведь нас предупредили о сопутствующих рисках и трудностях. Наша команда занималась очисткой пляжа, но были другие волонтёры, которые спасали пострадавших животных.
Так как мы работали с химически опасным веществом, у нас были специальные защитные костюмы, перчатки в несколько слоёв, очки и респираторы. Как бригадир, в первые дни я старалась контролировать, чтобы никто не снимал средства индивидуальной защиты, так как это опасно для здоровья. Но со временем из-за сильной жары мы раздевались, и многие работали без защитных костюмов, потому что в них попросту невозможно было весь день находиться под палящим солнцем.
За пять дней мы поработали на двух пляжах. Один был галечный, и очищать его было очень сложно. Дело в том, что мазут проникал глубоко в нижние слои, и приходилось сначала очищать верхние камни, потом — средние и нижние камни, и так вплоть до слоя песка. Проще говоря, мы ежедневно около семи часов таскали камни под палящим солнцем. Конечно, большую часть сложной работы делали мужчины, но мы всё равно старались им помогать. Второй пляж был песчаным, и работать там мне понравилось намного больше, так как это было проще, да и результаты многочасовых трудов были гораздо заметнее.
Отмечу, что работать было тяжело не только физически, но и морально. Когда мы впервые увидели последствия разлива мазута и осознали масштабы катастрофы, решили, что любые наши действия бессмысленны. Тогда нас очень поддержали взрослые волонтёры, а через три дня работы на пляже мы уже сами увидели, что даже небольшие шажки могут принести значительную пользу.
«Жили в полевых условиях, но руки не опускали»: с какими сложностями мы столкнулись
На самом деле сложностей было очень много, но сейчас, оглядываясь назад, я воспринимаю этот опыт скорее положительно. Как уже можно было предположить, основные риски были связаны с мазутом — тяжёлым нефтепродуктом, пары которого довольно токсичны. Бывало такое, что мазут попадал на запястья, где было пространство между защитным костюмом и перчатками, и приходилось отмывать его обычным мылом. Лично у меня никаких раздражений не было. Но моя коллега-волонтёр рассказала, что наступила ногой в мазутное пятно на песке, и через некоторое время у неё полностью слезла кожа.
Отмечу, что и сама работа была физически тяжёлой. Помимо того, что нужно было целый день разбирать камни и песок под солнцем, до самих пляжей тоже было непросто добираться. Там, где мы работали, были горы известняка, которые постоянно осыпались. При этом сам спуск был высокий и крутой. Чтобы спуститься вниз, мы тратили по 20 минут, чтобы подняться — около 40 минут. Представьте, команда из 50–55 человек приезжает на большом строительном грузовике на край горы, все берут увесистые мешки с лопатами, едой, медикаментами, дополнительной одеждой и спускаются вниз по крутой горе. А потом, после тяжёлого рабочего дня, когда болят ноги, спина, голова, да вообще всё тело, нужно всё это ещё поднять наверх. И это был наш самый любимый аттракцион.
Ну и, как я уже говорила ранее, домики, где мы жили, не совсем подходили для комфортного существования. Это были полевые условия. Поэтому после тяжёлого дня мы предпочитали проводить время в штабе — в компании друг друга. И, знаете, это действительно помогало не опускать руки.
В какую стоимость обошлась поездка в Тамань
Проживание в штабе и билеты на поезд были бесплатными. За еду мы тоже не платили: нас кормили на полевой кухне завтраком и ужином. При этом очень много домашней еды привозили местные жители: шарлотки, компоты, пирожки — нас постоянно угощали. Скажу честно, это было очень вкусно и приятно.
В итоге за всё время волонтёрской деятельности в Тамани мы тратили деньги, только когда хотели сами купить что-то вкусное. Но на самом деле даже без этого можно было обойтись, так как штаб всё организовал. Более того, после того, как мы уехали, волонтёров бесплатно отвезли на экскурсию на местный винзавод Chateau Tamagne.
Совет героя: к чему должны быть готовы волонтёры
Всем, кто только планирует стать волонтёром, я рекомендую заранее оценить свои возможности. Отмечу, что в этом деле быть просто добрым и искренним человеком недостаточно. Важно понимать, что волонтёрам часто приходится выполнять тяжёлую работу безвозмездно. В первую очередь ты на это идёшь для себя, ведь так велит твоё сердце.
7 часов на грядках: как проходят массовые сборы клубники в Совхозе им. Ленина