Как поменять или восстановить аттестат или диплом

Оригинал документа об образовании может понадобиться в разных ситуациях. Например, чтобы поступить в вуз или устроиться на работу. Но что делать, если аттестат или диплом утерян, повреждён или в нём есть ошибки? Разберёмся, куда обращаться и какие шаги предпринять.

Как поменять или восстановить аттестат или диплом
© Алексей Майшев/РИА Новости; Рамблер

Когда можно получить дубликат

Получить дубликат аттестата, диплома или приложения к нему можно, если:

  • документ утерян или испорчен (например, порван);
  • в нём есть ошибки (неверно указаны имя или фамилия);
  • вы поменяли фамилию, имя или отчество.

Если сменили Ф. И. О., но сам документ в порядке, получать новый необязательно. Достаточно предъявлять оригинал диплома или аттестата вместе с документом, который подтверждает изменения. Например, со свидетельством о браке или смене имени.

Важно! Если вам нужно заменить или восстановить только диплом или аттестат, вместе с дубликатом вам дадут и новое приложение. Старое придётся сдать. Если вы меняете или восстанавливаете только приложение, сам диплом или аттестат останется прежним.

Нужно ли подтверждение утери или кражи

В приказе Минобрнауки № 670 о выдаче дубликатов дипломов не указано, что понадобится справка об утере документа. Но такой пункт есть в приказе № 546 о выдаче дубликатов аттестатов об основном и среднем общем образовании. Поэтому некоторые учебные заведения могут попросить официальное подтверждение, что ваш диплом или аттестат больше нельзя использовать.

В зависимости от ситуации справку можно получить в:

  • Полиции (если документ украли или вы его потеряли). Выбрать подходящее подразделение, дату и время для посещения МВД можно на Госуслугах.
  • МЧС (если аттестат или диплом пострадал при пожаре, наводнении или другой чрезвычайной ситуации). Оформить обращение можно в личном кабинете на сайте МЧС.

Как восстановить документ об образовании

За дубликатом необходимо обратиться в учебное заведение, которое его выдало. Это можно сделать:

  • лично — посетив учебное заведение и написав заявление;
  • через доверенное лицо — потребуется нотариально заверенная доверенность;
  • по почте — отправив заявление заказным письмом с уведомлением о вручении.

Можно ли подать заявление онлайн

Некоторые учебные заведения упростили процесс подачи заявления и разрешили сделать это дистанционно. Например:

  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого принимает заявления по электронной почте.
  • Такая форма обращения представлена на сайте Мурманского арктического государственного университета.
  • Так выглядит заявление на сайте Сибирского федерального университета.

Перед отправкой заявления проверьте на сайте или уточните в приёмной комиссии вашего вуза, доступна ли такая услуга.

Какие документы понадобятся

Чтобы получить дубликат, подготовьте:

  • заявление. Оно пишется в свободной форме. В нём обязательно нужно указать имя, фамилию, отчество (при наличии), дату рождения, год поступления в учебное заведение и год его окончания. Можно подробно описать, как был потерян документ, какие у него повреждения или какие ошибки есть;
  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • СНИЛС;
  • нотариально заверенную доверенность (если обращается представитель);
  • документ, подтверждающий утрату, — справку из полиции или МЧС (если требуется);
  • оригинал или копию свидетельства о смене Ф. И. О. (если изменились персональные данные).
© Freepik

Список документов может различаться в зависимости от требований конкретного учебного заведения, поэтому лучше уточнить детали заранее.

Куда обращаться, если учебное заведение закрылось

Если вуз, колледж или школа, выдавшие документ, прекратили существование, есть несколько вариантов действий. Если учебное заведение реорганизовали, за дубликатами придётся обращаться в ту организацию, которая стала правопреемником.

Если учебное заведение закрыли, обращайтесь:

  • к учредителю. У вузов эта информация есть, как правило, на сайтах в разделе «Сведения об образовательной организации». Например, учредитель и собственник Санкт-Петербургского государственного университета — Российская Федерация. Поэтому обращаться нужно будет в компетентные федеральные органы власти — Минпросвещения, Минобрнауки или Рособрнадзор.

У частных образовательных организаций учредитель — физическое или юридическое лицо. К примеру, у университета «Синергия» — это ООО «Общество любителей коммерческих знаний»;

  • в архивный отдел местной администрации;
  • в департамент образования региона.

В Москве, например, если закрылось учреждение, которое находилось в ведении Департамента образования и науки, можно обратиться в Московский центр качества образования.

Сколько стоит дубликат, и как долго его делают

По закону дубликаты документов об образовании выдаются бесплатно. Изготавливают их обычно в течение месяца после подачи заявления. Но иногда процесс может затянуться, если понадобятся дополнительные проверки.

Как оформить медицинскую справку в колледж или вуз