Как подать уведомление о начале строительства частного дома

Прежде чем начать строительство дома на участке, нужно согласовать это с государством. В противном случае есть риск лишиться здания и получить проблемы с законом. Рассказываем, как правильно уведомить власти о намерении начать строительство.

Как подать уведомление о начале строительства частного дома
© gmnicholas/iStock.com

Что говорит закон

С 4 августа 2018 года в России для возведения индивидуального жилого или садового дома не нужно получать разрешение на строительство. Вместо этого необходимо уведомить местные власти о планируемом объекте, а затем о его завершении.

Если провести работы без уведомления, постройка будет считаться самовольной. За это предусмотрены штрафы:

  • При отсутствии прав на землю — до 1,5% кадастровой стоимости участка, но не менее 5 тысяч рублей.
  • При нарушениях в строительстве — до 2 тысяч рублей.
  • При срыве сроков отправки или неотправке уведомления — до 1 тысячи рублей.

Суммы небольшие, но за этим последуют новые проблемы. Незаконно возведённый объект не получится поставить на кадастровый учёт. Для этого придётся обращаться в суд и доказывать, что дом не нарушает никакие нормы. Если это не удастся сделать, дом придётся снести.

Где и что можно строить

Чтобы возвести жильё или садовый дом, у участка должен быть определённый вид разрешённого использования (ВРИ) — официальная характеристика, указывающая, как можно распорядиться землёй. Строить позволяет один из этих статусов:​

  • Для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).​
  • Для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в границах населённых пунктов.​
  • Для ведения садоводства (обычно это садовые некоммерческие товарищества — СНТ).​

Уточнить ВРИ можно на публичной кадастровой карте. Также можете заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на Госуслугах или через МФЦ.

При этом дом должен соответствовать условиям:

  • Не более трёх этажей и 20 метров​ высотой.
  • Здание не будет разделено на отдельные блоки или квартиры, то есть останется общим для всех жильцов.
  • Капитальное сооружение с фундаментом и несущими стенами.​

Какие нужны документы

© scyther5/iStock.com

Для подачи уведомления потребуются:

  1. Паспорт заявителя или доверенность и паспорт доверенного лица.
  2. Подтверждение права собственности на участок (выписка из ЕГРН или договор аренды, купли-продажи).
  3. Нотариально заверенное соглашение об определении долей, если собственников участка несколько.​

В зависимости от региона могут дополнительно попросить план расположения объекта на участке, проект дома или градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Рекомендуем уточнить список на сайте регионального МФЦ (для Москвы).

В уведомлении о планируемом строительстве (форма) необходимо указать:

  • Сведения о застройщике: Ф. И. О., место жительства, паспортные данные. Если компания, то её название, адрес, ИНН и номер в ЕГРН.
  • Сведения о земельном участке: кадастровый номер, адрес, ВРИ и данные о собственниках. Указать документ, подтверждающий право собственности.​
  • Сведения о планируемом объекте строительства: назначение, количество этажей, высота, площадь застройки, отступы от границ участка.​ Также нужно указать цель уведомления — строительство или реконструкция.
  • Схема дома: можно нарисовать самостоятельно с указанием размещения на участке, учитывая отступы от границ.​ Заверение не требуется.
  • Прочие данные: контактная информация для обратной связи. Можно указать, что ​здание не будет делиться на самостоятельные объекты недвижимости (квартиры, блоки).

Куда подавать уведомление

Уведомление о планируемом строительстве можно подать:​

  • Через Госуслуги.
  • Через региональные порталы госуслуг. Например, в Москве — mos.ru.​
  • Лично в МФЦ.​
  • В местную администрацию (обычно это комитет по архитектуре и градостроительству).​

Если недостает каких-то документов или указана не вся информация, власти дадут три дня на исправления.

Сколько ждать решения

Стандартный срок рассмотрения уведомления — 7 рабочих дней. Для исторических поселений его могут увеличить до 20.

Каким будет ответ

© Petrov Sergey/news.ru/www.globallookpress.com

Результат рассмотрения придёт либо по почте, если подавали через МФЦ, либо в личном кабинете Госуслуг. В нём будет указано, что планируемый дом соответствует или не соответствует требованиям закона.

При несоответствии нужно исправить указанные недостатки, если это возможно, и отправить уведомление повторно.

При соответствии у вас будет 10 лет, чтобы завершить строительство. Когда дом будет готов, в течение месяца нужно подать уведомление об окончании строительства в тот же орган, куда подавали первый документ. К нему прилагаются:

  • Технический план (его готовит кадастровый инженер).
  • Копия паспорта.
  • Соглашение об определении долей (когда несколько собственников).

Документы проверят и передадут в Росреестр для регистрации права собственности. Если выявится несоответствие техплана и заявленных параметров, их отправят в органы, занимающиеся самовольными постройками. Затем может начаться разбирательство.

Причины отказа

  • Несоответствие параметров дома установленным нормам (например, превышена высота 20 метров или больше трёх этажей).
  • Ошибки в документах (неверные сведения, отсутствие обязательных данных).
  • Отсутствие у заявителя прав на участок (если он не собственник или у него нет доверенности).
  • Строительство в зоне с особыми условиями использования (исторические поселения, природоохранные территории, прибрежные зоны и т. д.).
  • Несоответствие вида разрешённого использования участка (например, на земле нельзя строить жилой или садовый дом).

Отказ можно также попытаться оспорить в суде. Для подачи административного иска у вас есть три месяца с момента получения ответа.

Что ещё важно знать

  1. Можно зарегистрировать дом в упрощённом порядке по дачной амнистии, но стройка должна была начаться до 4 августа 2018 года. Дом при этом всё равно должен соответствовать нормативам.
  2. В ходе строительства можно изменить проект, но придётся подавать уведомление об изменении параметров. Порядок такой же, как для уведомления о планируемом строительстве.
  3. Госпошлина за регистрацию дома в Росреестре — 4000 рублей.
  4. Если вы решите продать участок до начала или окончания строительства, ваше одобренное уведомление останется действительным для нового владельца.

Как подключить электричество к земельному участку и дому