Как правильно передавать показания счётчиков
В России установлено более 187 миллионов индивидуальных приборов учёта: в 2025 году они есть практически в каждой квартире. По их данным формируются квитанции за коммунальные услуги. Чтобы избежать переплат, нужно правильно снимать и вовремя передавать показания. Разбираемся, как это сделать.
Какие бывают счётчики
Счётчики — это индивидуальные приборы учёта, которые измеряют объёмы потребления коммунальных ресурсов. Исходя из назначения, их можно поделить на три основных типа.
- Счётчики воды. Измеряют, сколько холодной и горячей воды было потрачено.
- Счётчики электроэнергии. Предназначены для учёта потребляемого электричества.
- Газовые счётчики. Служат для измерения объёма газа, поступающего в помещение.
Для правильного расчёта стоимости коммунальных услуг передавать показания счётчиков следует ежемесячно, иначе квитанция будет сформирована по среднемесячному расходу или по нормативу.
Как снять показания счётчиков
- Подготовьте бумагу и ручку или откройте заметки в телефоне. Это нужно, чтобы записать данные в одном месте.
- Запишите показания. На индивидуальных приборах учёта обычно есть чёрные и красные цифры, они иногда отделены точкой или запятой. Для правильного снятия показаний нужно записать только чёрные цифры, идущие до знака. В противном случае сумма платежа выйдет чрезмерно большой. Не забудьте также отдельно записать дневные и ночные показания, если у вас многотарифный счётчик электричества.
- Вычтите разницу из предыдущих показаний. Используйте формулу «Текущие показания минус показания за предыдущие периоды = фактический расход».
Важно! Не нужно снимать и передавать показания, если ваши счётчики подключены к интеллектуальной системе учёта, — это произойдёт автоматически.
Как передать показания счётчиков
Прежде чем приступить к передаче показаний, советуем выяснить, кто ваш поставщик. Для этого:
- Перейдите на портал «Госуслуги Дом».
- Введите адрес проживания.
- Пролистайте вниз до блока «Поставщики коммунальных услуг». Там вы увидите всю необходимую информацию.
Передать показания счётчиков можно:
- В личном кабинете на сайте или в мобильном приложении поставщика услуг. Там будет отображена история платежей и актуальная информация о наличии или отсутствии задолженности.
- Через сайт ГИС ЖКХ. Войдите в личный кабинет через «Госуслуги» и перейдите в раздел «Подать показания приборов учёта».
- Через приложение «Госуслуги Дом». Войдите в личный кабинет и подключите свой лицевой счёт. После этого вы сможете передавать показания и оплачивать коммунальные услуги.
- По телефону. Если у вашего поставщика есть горячая линия, вы можете позвонить по указанному номеру и передать показания. В таком случае нужно чётко проговаривать цифры, чтобы не произошла ошибка.
- По СМС. Отправьте номер лицевого счёта и показания в заданном формате на специальный номер поставщика.
- По электронной почте. В письме перечислите показания и укажите ваши личные данные, адрес проживания и номер лицевого счёта.
- Лично. Посетите офис компании в рабочие часы и передайте показания счётчиков сотруднику.
- Через Telegram-бот. Жители Москвы могут воспользоваться ботом «Цифровые сервисы Москвы». Он поделится пошаговой инструкцией и расскажет, как правильно передать показания.
- Через mos.ru. Для москвичей на портале доступна услуга «Передача показаний счётчиков воды и тепла». Чтобы воспользоваться ей, нужно заполнить информацию о квартире в личном кабинете.
Сроки и периодичность передачи показаний
Передавать показания индивидуальных приборов учёта нужно ежемесячно. Обычно это можно сделать с 15-го по 25-е число, однако поставщик услуг может установить свои сроки.
Если в указанный период вы не успеете передать показания, расчёт произведут сначала на основе средних значений за последние шесть месяцев, а затем — по установленному нормативу (если не будете передавать показания три месяца и более). В таком случае размер платежа может быть выше.
При желании вы можете обратиться за перерасчётом. Тогда в следующей платёжке учтут разницу, увеличив или уменьшив сумму платежа.
Наиболее распространённые ошибки
При передаче показаний счётчиков можно допустить ошибки, которые приведут к неправильному начислению платы за коммунальные услуги. Дело в том, что платёжные документы формируются автоматически, поэтому поставщик может не заметить проблему, и впоследствии придётся писать заявление на перерасчёт.
Самые распространённые ошибки заключаются в:
- Учёте красных цифр. Показания на счётчиках бывают чёрные и красные. Для правильного расчёта следует указывать только чёрные. Если разделения по цветам нет, учитывайте цифры до точки или запятой.
- Игнорировании предыдущих показателей. При передаче показаний важно рассчитать разницу с предыдущими месяцами. В противном случае оплата может быть начислена сразу за несколько периодов.
- Неправильном расчёте по многотарифному счётчику. Такой прибор фиксирует дневные и ночные показания — их нужно передавать раздельно.
- Передаче устаревших данных. Бывает, что люди случайно указывают предыдущие показания вместо текущих. Чтобы избежать путаницы, рекомендуем в блокноте или заметках прописывать месяц и год.
Что делать, если возникли проблемы с передачей показаний
При поломке индивидуального прибора учёта у вас могут возникнуть сложности с передачей показаний. Чтобы этого избежать, нужно производить своевременную проверку. Если вы всё же столкнулись с такой проблемой, следует сообщить о ней поставщику, зафиксировать текущие показатели и произвести ремонт.
В случае возникновения других сложностей необходимо позвонить на горячую линию вашего поставщика коммунальных услуг.
Вот номера некоторых ресурсоснабжающих организаций в Москве:
- Мосэнергосбыт: +7 499 550-95-50;
- МОСГАЗ: 8 800 700-71-04;
- МОЭСК: 8 800 700-40-70;
- Мосводоканал: +7 499 763-34-34.