Как оформить квартиру в собственность
Покупка квартиры ещё не делает вас её владельцем. Прежде чем распоряжаться новым имуществом, своё право собственности нужно зарегистрировать. Рассказываем подробно, как это сделать.
Зачем регистрировать собственность
Право собственности подтверждает, что именно вам принадлежит недвижимость. Только после его регистрации можно будет делать перепланировку в квартире, продавать её, дарить, завещать, сдавать в аренду или использовать в качестве залога по кредиту.
Регистрация требуется в нескольких случаях:
- Покупка квартиры.
- Долевое участие в строительстве (покупка жилья в новостройке).
- Получение недвижимости в наследство.
- Дарение.
- Договор ренты.
- Приватизация.
Без регистрации права у вас могут возникнуть проблемы в случае мошенничества или имущественных споров, а вашим наследникам придётся доказывать свои права на недвижимость в суде.
Какие документы нужны
Общие:
- Паспорт.
- СНИЛС.
- Заявление о регистрации права собственности (дадут и помогут заполнить в МФЦ).
Дополнительные (набор зависит от вашей ситуации):
- Нотариально заверенная доверенность, если с заявлением обращается представитель собственника.
- Учредительные документы юридического лица, если одна из сторон сделки — юрлицо.
- Согласие органов опеки на сделку, если в ней задействованы несовершеннолетние, недееспособные или сироты (например, жильё куплено с участием маткапитала).
- Подтверждение статуса опекуна, усыновителя или попечителя.
- Согласие родителей или попечителей, если в сделке участвует несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет.
- Согласие банка, если квартира находится у него в залоге.
- Согласие получателя ренты, если такой договор имеется.
- Техплан, если в помещении делалась перепланировка.
При наследовании
- Свидетельство о праве на наследство.
- Нотариально заверенное соглашение о разделе наследства, если оно заключалось.
- Вступившее в силу решение суда о восстановлении сроков для принятия наследства и признании права собственности на квартиру.
При покупке, мене или ренте
- Договор купли-продажи, мены или ренты.
- Акт приёма-передачи, если передача происходит до регистрации права собственности.
- Отказ других собственников от права преимущественной покупки.
- Нотариально заверенное заявление одного из супругов о согласии на проведение сделки, если недвижимость в общей собственности.
- Подтверждение, если квартира не совместная собственность супругов (брачный договор, соглашение о разделе общего имущества, решение суда).
При дарении
- Договор дарения.
- Акт приёма-передачи, если передача происходит до регистрации права собственности.
При приватизации
- Акт о приватизации жилья.
- Паспортные данные всех зарегистрированных граждан или свидетельства о рождении несовершеннолетних.
При получении жилья через суд
- Вступивший в силу судебный акт и решение третейского суда, по которому выдан исполнительный лист.
По желанию можно приложить квитанцию об уплате госпошлины (2000 рублей). Она не входит в обязательный перечень, но её можно предоставить, чтобы избежать задержек.
Важно! Некоторые документы могут потребоваться в нескольких экземплярах. На сайте Росреестра есть специальная анкета, которая подскажет, какие документы и в каком количестве необходимы в вашем случае. Для этого нужно будет ответить на уточняющие вопросы о недвижимости.
Если квартира куплена в новостройке
Оформить право собственности выйдет, когда дом получит почтовый индекс и будет поставлен на кадастровый учёт. Это занимает до полугода после завершения стройки. В дополнение к общим документам вам понадобятся:
- Договор долевого участия или договор уступки права требования.
- Акт приёма-передачи (по количеству дольщиков).
- Акт об исполнении обязательств, если квартира бралась в рассрочку.
- Свидетельство о браке, если недвижимость оформляется в совместную собственность.
Если жильё взято в ипотеку:
- Кредитный договор.
- Закладная (в ней написано, что ипотека оформлена на вас, а квартира находится в залоге у банка).
Куда обращаться
В России регистрация прав собственности осуществляется через Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который ведёт Росреестр. Подать в него документы можно несколькими способами.
Очно
- В ближайшем отделении МФЦ.
- В ближайшем отделении кадастровой палаты (ФГБУ «ФКП Росреестра»). Однако такие документы принимают не во всех регионах. Следует заранее это уточнить.
- Курьером. Роскадастр предоставляет услугу «выездное обслуживание». Сотрудник компании приедет с принтером и ноутбуком и составит расписку с номером заявки и сообщит, когда и где можно будет забрать готовые документы. Стоимость этой процедуры зависит от региона и составляет от 1 до 3,8 тысячи рублей. Для ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов 1-й и 2-й групп — бесплатно.
- В Росреестр по почте. Отдельно вложите список всех высылаемых документов.
Онлайн
- Через Госуслуги.
- В личном кабинете на сайте Росреестра (авторизация через Госуслуги).
- Через коммерческие сервисы (Домклик или «Метр квадратный»).
Все электронные документы и заявление нужно подписать усиленной электронной подписью — УКЭП. Её можно получить через Госуслуги в аккредитованных удостоверяющих центрах.
Сроки оформления
Если вы подавали заявление в МФЦ, то срок регистрации — до девяти рабочих дней, онлайн или в кадастровой палате — до семи.
Росреестр может приостановить регистрацию, если предоставлены не все нужные документы. Внимательно следите за статусом заявки. Это можно сделать в личном кабинете на портале, где были поданы документы, или в МФЦ.
Завершение регистрации
После регистрации права собственности можно получить выписку из ЕГРН — это главный документ, подтверждающий ваше право на квартиру. Её высылают в электронном виде или выдают в заранее назначенном месте, если вы передавали документы очно.
Где получить:
- В МФЦ (при себе иметь паспорта всех будущих собственников и выданную вам расписку с номером заявки).
- Через Госуслуги.
- На сайте Росреестра.