Как оформить квартиру в собственность

Покупка квартиры ещё не делает вас её владельцем. Прежде чем распоряжаться новым имуществом, своё право собственности нужно зарегистрировать. Рассказываем подробно, как это сделать.

Как оформить квартиру в собственность
© simpson33/iStock.com, Рамблер

Зачем регистрировать собственность

Право собственности подтверждает, что именно вам принадлежит недвижимость. Только после его регистрации можно будет делать перепланировку в квартире, продавать её, дарить, завещать, сдавать в аренду или использовать в качестве залога по кредиту.

Регистрация требуется в нескольких случаях:

  • Покупка квартиры.
  • Долевое участие в строительстве (покупка жилья в новостройке).
  • Получение недвижимости в наследство.
  • Дарение.
  • Договор ренты.
  • Приватизация.

Без регистрации права у вас могут возникнуть проблемы в случае мошенничества или имущественных споров, а вашим наследникам придётся доказывать свои права на недвижимость в суде.

Какие документы нужны

Общие:

  • Паспорт.
  • СНИЛС.
  • Заявление о регистрации права собственности (дадут и помогут заполнить в МФЦ).

Дополнительные (набор зависит от вашей ситуации):

  • Нотариально заверенная доверенность, если с заявлением обращается представитель собственника.
  • Учредительные документы юридического лица, если одна из сторон сделки — юрлицо.
  • Согласие органов опеки на сделку, если в ней задействованы несовершеннолетние, недееспособные или сироты (например, жильё куплено с участием маткапитала).
  • Подтверждение статуса опекуна, усыновителя или попечителя.
  • Согласие родителей или попечителей, если в сделке участвует несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет.
  • Согласие банка, если квартира находится у него в залоге.
  • Согласие получателя ренты, если такой договор имеется.
  • Техплан, если в помещении делалась перепланировка.

При наследовании

  • Свидетельство о праве на наследство.
  • Нотариально заверенное соглашение о разделе наследства, если оно заключалось.
  • Вступившее в силу решение суда о восстановлении сроков для принятия наследства и признании права собственности на квартиру.

При покупке, мене или ренте

  • Договор купли-продажи, мены или ренты.
  • Акт приёма-передачи, если передача происходит до регистрации права собственности.
  • Отказ других собственников от права преимущественной покупки.
  • Нотариально заверенное заявление одного из супругов о согласии на проведение сделки, если недвижимость в общей собственности.
  • Подтверждение, если квартира не совместная собственность супругов (брачный договор, соглашение о разделе общего имущества, решение суда).

При дарении

  • Договор дарения.
  • Акт приёма-передачи, если передача происходит до регистрации права собственности.

При приватизации

  • Акт о приватизации жилья.
  • Паспортные данные всех зарегистрированных граждан или свидетельства о рождении несовершеннолетних.

При получении жилья через суд

  • Вступивший в силу судебный акт и решение третейского суда, по которому выдан исполнительный лист.

По желанию можно приложить квитанцию об уплате госпошлины (2000 рублей). Она не входит в обязательный перечень, но её можно предоставить, чтобы избежать задержек.

Важно! Некоторые документы могут потребоваться в нескольких экземплярах. На сайте Росреестра есть специальная анкета, которая подскажет, какие документы и в каком количестве необходимы в вашем случае. Для этого нужно будет ответить на уточняющие вопросы о недвижимости.

Если квартира куплена в новостройке

© Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Оформить право собственности выйдет, когда дом получит почтовый индекс и будет поставлен на кадастровый учёт. Это занимает до полугода после завершения стройки. В дополнение к общим документам вам понадобятся:

  • Договор долевого участия или договор уступки права требования.
  • Акт приёма-передачи (по количеству дольщиков).
  • Акт об исполнении обязательств, если квартира бралась в рассрочку.
  • Свидетельство о браке, если недвижимость оформляется в совместную собственность.

Если жильё взято в ипотеку:

  • Кредитный договор.
  • Закладная (в ней написано, что ипотека оформлена на вас, а квартира находится в залоге у банка).

Куда обращаться

В России регистрация прав собственности осуществляется через Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который ведёт Росреестр. Подать в него документы можно несколькими способами.

Очно

  • В ближайшем отделении МФЦ.
  • В ближайшем отделении кадастровой палаты (ФГБУ «ФКП Росреестра»). Однако такие документы принимают не во всех регионах. Следует заранее это уточнить.
  • Курьером. Роскадастр предоставляет услугу «выездное обслуживание». Сотрудник компании приедет с принтером и ноутбуком и составит расписку с номером заявки и сообщит, когда и где можно будет забрать готовые документы. Стоимость этой процедуры зависит от региона и составляет от 1 до 3,8 тысячи рублей. Для ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов 1-й и 2-й групп — бесплатно.
  • В Росреестр по почте. Отдельно вложите список всех высылаемых документов.

Онлайн

Все электронные документы и заявление нужно подписать усиленной электронной подписью — УКЭП. Её можно получить через Госуслуги в аккредитованных удостоверяющих центрах.

Сроки оформления

Если вы подавали заявление в МФЦ, то срок регистрации — до девяти рабочих дней, онлайн или в кадастровой палате — до семи.

Росреестр может приостановить регистрацию, если предоставлены не все нужные документы. Внимательно следите за статусом заявки. Это можно сделать в личном кабинете на портале, где были поданы документы, или в МФЦ.

Завершение регистрации

После регистрации права собственности можно получить выписку из ЕГРН — это главный документ, подтверждающий ваше право на квартиру. Её высылают в электронном виде или выдают в заранее назначенном месте, если вы передавали документы очно.

Где получить:

  • В МФЦ (при себе иметь паспорта всех будущих собственников и выданную вам расписку с номером заявки).
  • Через Госуслуги.
  • На сайте Росреестра.

Как прописаться в дачном доме