Как сообщить о подозрительном звонке через Госуслуги
В 2025 году 40% преступлений было совершено по телефону. Совместно с экспертами разберёмся, куда жаловаться на подозрительные звонки и как правильно себя вести при разговоре с мошенниками, чтобы избежать кражи личных данных.
Как определить, что звонят мошенники
Ежедневно мошенники совершают 7 миллионов звонков. По мнению специалистов, можно заранее определить, что вам звонит аферист, и таким образом предотвратить неприятные последствия.
Большинство подозрительных звонков поступают через мессенджеры либо с неизвестных, иностранных или скрытых номеров. При разговоре мошенники намеренно создают ощущение спешки, чтобы собеседник не успел проанализировать ситуацию. При этом они давят на свою жертву эмоционально, чтобы спровоцировать панику, во время которой человек с большей вероятностью примет импульсивное решение.
Дмитрий КлинковАдвокат, заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Клинков, Пахомов и Партнёры»
Признаки, по которым можно распознать, что звонят мошенники:
- Неизвестный номер. Чаще всего подозрительные звонки поступают со скрытых или международных номеров. В некоторых случаях телефон может быть похож на официальный и отличаться только несколькими цифрами.
- Срочность и угрозы. Обычно во время разговора аферисты требуют принять решение незамедлительно, иначе произойдёт что-то неприятное. Например, заблокируют счёт в банке.
- Эмоциональное давление. Мошенники целенаправленно воздействуют на собеседника, вызывая такие эмоции, как страх, жадность или жалость.
- Запрос личной информации. Если у вас просят сообщить пароль от Госуслуг, данные с дебетовой или кредитной карты, коды из SMS и личную информацию — с большой вероятностью вас пытаются обмануть.
- Подозрительные предложения. Например, выигрыш в лотерее или оформление ипотеки под 0%.
- Необходимость перевести деньги. Чаще всего используются такие фразы, как «пополните счёт для разблокировки», «уплатите штраф», «переведите деньги на безопасный счёт».
Телефонные мошенники могут обладать личной информацией, например Ф. И. О. или адресом проживания. Однако эти данные неполные. Поэтому, если вы начнёте задавать уточняющие вопросы, аферисты попытаются сменить тему, чтобы избежать конкретики и не выдать свои истинные намерения.
Ответственность за мошенничество по телефону
Российское законодательство подразумевает уголовную ответственность за мошенничество в любой форме. Согласно статье 159 УК РФ, если оно было совершено группой лиц по предварительному сговору, возможна следующая мера наказания:
- штраф в размере до 300 000 рублей или заработной платы осуждённого за период до двух лет;
- обязательные работы на срок до 480 часов;
- исправительные работы — до двух лет;
- принудительные работы — до пяти лет;
- лишение свободы — до пяти лет.
Инструкция: как подать жалобу через Госуслуги
Чтобы предотвратить дальнейшие действия телефонных мошенников, следует сообщить о подозрительном звонке. Это можно сделать онлайн — через портал «Госуслуги».
- Войдите в личный кабинет на портале.
- Перейдите к услуге «Информация о подозрительном звонке» и нажмите «Начать».
- Проверьте правильность часового пояса — он должен автоматически подгрузиться из личного кабинета.
- Заполните необходимые графы. Потребуется указать дату, время и номер телефона — ваш (на который звонили) и мошенников.
- Укажите вид телефона, с которого звонили, — российский или иностранный. Напомним, что отечественные коды начинаются с «+7» и «8».
- Из перечня выберите тему звонка. Вы также можете оставить развёрнутый ответ в графе «Комментарий».
- Нажмите «Отправить заявление».
- Следите за статусом жалобы в разделе «Уведомления и платежи».
Важно! Срок давности звонка на момент жалобы не должен превышать 30 календарных дней.
Советы: как себя обезопасить
Лучший способ обезопасить себя от телефонных мошенников — положить трубку во время разговора. Никогда не сообщайте личную информацию и не диктуйте CМС-коды. Если сомневаетесь в том, что звонок официальный, завершите его и перезвоните самостоятельно по номеру, указанному на официальном сайте организации. Вы также можете проверить номер в интернете — там часто публикуют подозрительные контакты.
Пётр ЩербаченкоДоцент Финансового университета при Правительстве РФ
- Не сообщайте личные данные. Даже если звонящий представляется сотрудником банка, полиции или госоргана.
- Не переходите по ссылкам. Во время подозрительного звонка могут прислать сообщения c кодом. Не диктуйте его — такую информацию запрашивают только мошенники.
- Проверяйте информацию. Помните, что сведения о штрафах и долгах можно проверить и оплатить через Госуслуги.
- Установите антиспам. Тогда определитель номера заранее предупредит, если звонят аферисты.
Что делать, если стали жертвой телефонных мошенников
- Заблокируйте счета. Позвоните в банк и сообщите, что мошенники получили доступ к вашим картам и счетам, привязанным к номеру телефона. Если действовать быстро, вы сможете ограничить любые финансовые операции.
- Поменяйте пароли. Начните с самого важного — с Госуслуг, банковских приложений и электронной почты.
- Подайте заявление в полицию. Так в случае мошеннических операций от вашего имени можно будет подтвердить факт кражи данных.