Новый закон о биометрии в сделках с недвижимостью: что изменится

7 июня президент Владимир Путин утвердил поправки в закон «О регистрации недвижимости». Главное нововведение — возможность использовать биометрические данные при совершении сделок с жильём. Рассказываем, что именно изменится, как это будет работать и почему это важно.

С 2026 года изменятся сделки с недвижимостью. Главное о новом законе
© РИА Новости

Поправки в закон — что нужно знать

Согласно нововведениям, с 1 июля 2026 года продавец и покупатель во время сделок с недвижимостью смогут подтверждать свою личность по биометрии — с помощью фото лица или образца голоса. А ещё:

  • россияне смогут проводить сделки полностью дистанционно — без личных обращений в ведомства с бумажными заявлениями;
  • не понадобится получение специальной отметки в Росреестре, которая сейчас нужна для подачи документов с использованием электронной подписи (УКЭП).

Как это устроено сейчас

Когда продавец и покупатель проводят дистанционные сделки с недвижимостью, они подписывают документы УКЭП. Но есть нюанс: перед заключением сделки собственник жилья должен отправить в Росреестр специальное заявление — уведомление о том, что он готов проводить сделки со своей квартирой на основе электронных документов. Иначе Росреестр не примет заявку: её просто вернут. Это требование — защита от мошенничества. Оно позволяет убедиться, что стороны действительно согласны на электронный формат оформления сделки.

Как получить выписку из ЕГРН

Что изменится

Если и продавец, и покупатель в ходе сделки подпишут документы электронной подписью и дополнительно подтвердят свою личность с помощью биометрии, уведомление в Росреестр не потребуется.

У физических лиц появится возможность вносить запись о переходе прав на объект недвижимости в ЕГРН дистанционно с использованием технологии биометрии в качестве способа идентификации без внесения в ЕГРН записи о возможности предоставления заявления, подписанного УКЭП.

Юлия Щипцова
Юлия ЩипцоваЮрист практики правового сопровождения предпринимательства МГКА «Бюро адвокатов «Де-юре»

То есть не придётся заранее направлять в Росреестр согласие на электронную форму сделки — достаточно будет пройти биометрическую идентификацию.

Как будет выглядеть электронная сделка

  1. Стороны подписывают договор с использованием электронной подписи.
  2. Продавец и покупатель подтверждают личность по биометрии.
  3. Заявление и сопутствующие документы рассматриваются Росреестром.
© GamePH/iStock.com

Почему нововведение заработает в 2026 году

Изменения вступят в силу с 1 июля 2026 года, поскольку для их реализации необходимо осуществить техническую подготовку, — отмечает Юлия Щипцова.

Росреестру предстоит:

  • модернизировать свои цифровые платформы;
  • наладить интеграцию с Единой биометрической системой;
  • внедрить автоматическую проверку данных и онлайн-регистрацию прав;
  • усилить киберзащиту, чтобы исключить риски утечки персональных данных.

В чём плюсы проведения сделок с недвижи­мостью по биоме­трии

Ранее отсутствовала норма, обязывающая вносить запись о возможности внесения сведений в ЕГРН с использованием УКЭП. Однако участились случаи мошенничества, в связи с чем законодатель постарался обезопасить граждан, введя указанные положения, — рассказывает Юлия Щипцова.

Теперь же в дополнение к УКЭП появится ещё один уровень защиты — биометрия. До принятия нововведений квалифицированная электронная подпись была единственным гарантом безопасности для участников сделки.

Введение биометрии значительно снижает количество манипуляций на рынке, которые часто происходят, например, с жилой недвижимостью пожилых людей и других уязвимых категорий граждан.

Фёдор Степанов
Фёдор СтепановЭксперт в области инвестиций в коммерческую недвижимость, основатель компании «Свобода в квадрате»
Биометрия представляется более совершенной технологией, чем УКЭП, в связи с чем физическим лицам предоставят возможность регистрировать недвижимость удалённо без дополнительных разрешений на это, — добавляет Юлия Щипцова.

Как ещё обезопасить свою недвижимость

Совершенствование процесса регистрации сделок с недвижимостью продолжается уже давно. Так, например, ранее был введён запрет на проведение сделок без личного присутствия граждан. Теперь каждый гражданин может установить такой запрет через портал «Госуслуги» или в МФЦ. Это одна из мер защиты от мошеннических действий с недвижимостью в отсутствие владельца, — отмечает Фёдор Степанов.

Это означает, что осуществить продажу, дарение или любое другое действие с вашей квартирой, домом, участком можно будет только при вашем личном присутствии.

Как установить запрет

Чтобы активировать защиту, нужно подать заявление о запрете на действия с недвижимостью без личного участия. Это может сделать сам собственник или его законный представитель.

Потребуются:

  • подтверждённая учётная запись;
  • паспорт человека, который подаёт заявку;
  • ИНН;
  • кадастровый номер недвижимости.

Заявление нужно будет подписать электронной подписью: понадобится приложение «Госключ» (оно доступно в App Store, Google Play).

После отправки заявление будет рассмотрено, и в течение 5 дней соответствующая отметка появится в Едином госреестре недвижимости. Уведомление о внесении запрета придёт в ваш профиль на портале.

Когда запрет не сработает: исключения из правила

Несмотря на установленный запрет, в некоторых случаях Росреестр всё же сможет зарегистрировать сделку без вас. Вот ситуации, когда это возможно:

  • заявление подаёт нотариус или его сотрудник по итогам нотариально заверенной сделки;
  • речь идёт о передаче прав на недвижимость в рамках программы реновации в Москве, и заявление подаёт уполномоченный орган исполнительной власти города;
  • оформляется наследство;
  • сделка совершается на основании судебного решения или по требованию судебного пристава.

Новый закон о СМС-кодах для входа на Госуслуги: что важно знать