Штраф за отсутствие временной прописки: что грозит собственнику и арендатору

В Общественной палате напомнили, что собственники сдаваемого жилья обязаны проследить за своевременной регистрацией арендаторов. Разберёмся, в какие сроки нужно оформить временную регистрацию, где это можно сделать и что грозит за нарушение.

Россиянам напомнили о штрафах при сдаче жилья
© Bulkin Sergey/globallookpress.com

В течение какого срока нужно оформить временную регистрацию

Согласно действующему законодательству граждане, переехавшие в другой регион и снимающие любое жилое помещение (квартиру, комнату или дом), обязаны оформить временную регистрацию в течение 90 календарных дней с момента заселения. Собственники, в свою очередь, не должны препятствовать регистрации, иначе к административной ответственности будут привлечены обе стороны сделки: владелец жилья и арендатор.

Размеры штрафов за нарушение сроков регистрации

Размер штрафов варьируется в зависимости от конкретного региона и регулируется соответствующими региональными нормативными правовыми актами. Например, в Москве и Санкт-Петербурге они составят:

  • для собственника: от 5000 до 7000 рублей;
  • для арендатора: от 3000 до 5000 рублей.

В других регионах России размер штрафов будет ниже: для собственника — от 2000 до 5000 рублей, для арендатора — от 2000 до 3000 рублей.

В каких случаях регистрация не нужна

Избежать административной ответственности при отсутствии своевременной регистрации можно, если:

  • Арендаторы — близкие родственники собственника. К ним относятся: супруги, дети, родители, братья и сёстры, а также бабушки и дедушки.
  • У арендатора уже есть постоянная регистрация в этом же регионе.

В этих случаях штрафы не грозят ни арендатору, ни собственнику. Но на руках должны быть документы, которые подтвердят, что постановка на учёт — не обязательна. Например, доказать родство с родителями можно с помощью свидетельства о рождении.

Памятка: зачем совершеннолетнему свидетельство о рождении

Какие документы нужны для оформления временной регистрации

  • Паспорт собственника и арендатора.
  • Свидетельство о рождении и свидетельство о постоянной регистрации — для граждан моложе 14 лет.
  • Заявление по форме № 1 (при личной подаче).
  • Документ, подтверждающий право собственности или найма.
  • Письменное согласие других совершеннолетних собственников (при наличии).
  • Нотариальный перевод документов (если они были выданы за границей).

Где оформить временную регистрацию

Есть несколько способов оформления временной регистрации:

  1. В офисе МФЦ.
  2. В отделении МВД.
  3. Через портал «Госуслуги».

Проще всего подать документы дистанционно — через Госуслуги. Такая возможность есть у пользователей с подтверждённой учётной записью.

Как подтвердить учётную запись на Госуслугах

  1. Войдите в личный кабинет на портале.
  2. Перейдите к услуге «Регистрация и снятие с регистрации по месту жительства и пребывания» и нажмите «Начать».
  3. Заполните необходимые поля с личной информацией.
  4. Загрузите сканы паспортов регистрируемых граждан, а также владельца жилплощади.
  5. Подайте запрос на согласие владельца недвижимости.
  6. Дождитесь ответа — он поступит в личный кабинет в течение шести рабочих дней. При положительном результате вам также направят электронное свидетельство.

Главное: что нужно запомнить

  • Оформлять временную регистрацию не нужно, если арендатор приходится близким родственником или имеет постоянную регистрацию в этом же регионе.
  • В остальных случаях оформление временной регистрации обязательно при заключении договора аренды на срок более 90 дней.
  • При нарушении сроков оформления регистрации назначат административный штраф как собственнику, так и арендатору.
  • Размер штрафов зависит от региона проживания: в Москве и Санкт-Петербурге меры ответственности строже.
  • Оформить временную регистрацию можно лично (в МФЦ или МВД) и дистанционно (через Госуслуги).

Как оформить постоянную или временную регистрацию в 2025 году