Гайд: как не вестись на уловки продавцов
В 2025 году россияне стали в два раза чаще приобретать ненужные вещи в онлайн-магазинах. Если вы покупаете товары, которые потом лежат без дела, — измените свой подход к шопингу. Мы поговорили с экспертом и составили гайд о том, какие уловки используют продавцы.
Как вести себя в беседе с консультантом
- Отслеживайте наводящие вопросы. Продавцы могут спрашивать вас о предпочтениях (например, о любимых цветах и желаемой посадке платья), чтобы создать впечатление, что вы сами сделали выбор. В итоге вам будет казаться, что купить этот товар — ваше взвешенное и осознанное решение, хотя изначально вы пришли за совсем другой вещью.
Спрашивайте себя, действительно ли вы хотели приобрести то, что предлагает вам консультант. Когда вы осознаёте, что вами пытаются манипулировать, вы возвращаете контроль.
Анастасия РейзинаЭксперт по маркетингу
- Держите в голове сумму, которую готовы потратить. Один из действенных трюков продавцов — контраст в цене. Сначала вам показывают вещь на 30% дороже, чем хотят продать, а потом предлагают альтернативу подешевле. Вы думаете, что ухватили выгодное предложение, но на деле это не так.
- Воспринимайте цену целиком, а не частями. Если вы сомневаетесь, приобретать ли курс за 4000 рублей в месяц, продавец может попробовать «разбить» для вас цену на мелкие части. Он скажет: «Это всего 130 рублей в день — меньше, чем вы платите за чашку кофе». Так сумма покажется вам мелкой и незначительной.
Как ориентироваться в магазине
- Обращайте внимание на дальние полки. Товары по низкой цене обычно находятся сверху или снизу — там, где их неудобно брать. Мозг воспринимает это как «лишнюю работу» и подсознательно выбирает продукт рядом, который на 10–15% дороже.
- Планируйте маршрут по магазину заранее. В гипермаркетах часто кладут мелкую плитку, из-за чего вам кажется, что тележка для товаров слишком сильно гремит, и вы замедляетесь. От орнамента на полу рябит в глазах, и вы невольно поднимаете взгляд на полки с товарами. Так повышается вероятность, что вы купите что-то по пути.
- Не покупайте весь образ с манекена. Вам не демонстрируют вещи отдельно, а показывают готовый образ. В итоге вам хочется приобрести не только джинсы, за которыми пришли, а сразу несколько предметов гардероба. То же самое с мебельными магазинами. Не смотрите на красивые композиции с пледами и свечами — берите только то, что нужно.
Сфотографируйте понравившуюся зону, затем посмотрите дома, какие изделия подойдут под ваш интерьер. Возьмите максимум два предмета, а остальное — позже, если захочется.
Как совершать онлайн-покупки
- Игнорируйте временные акции. Они стимулируют к быстрым покупкам. Если вы прокрутили «колесо удачи» и выпала скидка на определённую категорию, остановитесь и задумайтесь, действительно ли вам нужны предложенные товары.
- Проверяйте итоговую сумму. Некоторые магазины не показывают полную стоимость корзины, пока вы совершаете покупки. Вы набираете вещи и не замечаете, как растёт итоговая цена. Потом будет сложно от чего-то отказаться, ведь вы уже добавили много товаров, которые вам понравились.
Чёткие лимиты спасают от эмоциональных покупок. Попробуйте не класть в корзину больше трёх позиций.
- Будьте осторожны с внезапными бонусами. Если вы собрали заказ, но так его и не оформили, вам предложат дополнительную скидку, чтобы вы точно решились на покупку. Главное здесь — не торопиться, так вы избавите себя от импульсивных трат.
Сохраняйте гайд, чтобы ничего не забыть.