Как играть в домино: основные правила и тонкости
Домино входит в число наиболее известных настольных игр во всём мире. Её влияние настолько велико, что в науке и политике существует даже отдельное понятие «принцип домино». При этом сама игра достаточно проста и универсальна: в неё легко сыграть на пляже, в поезде, дома за семейным ужином. Разберёмся, как играть в домино.
Что такое домино
Так называется настольное развлечение для двух, трёх или четырёх человек. Основной игровой элемент — костяшки, они же фишки, обычно размером 4 на 2 см. Каждая фишка поделена пополам, и на её половинках изображено до шести точек.
Ключевая задача — стать первым игроком, у которого не останется фишек. Победителем становится тот, кому удалось это сделать.
Происхождение игры
Считается, что её придумали в Древнем Китае. Именно на территории Китая археологи впервые нашли костяшки с точками, напоминающие привычные нам игровые фишки. По легенде, один из имперских сановников придумал эту игру и показал её правителю Хуи Цунгу, которому очень понравилась необычная забава. Так она стала распространяться по стране.
В XVIII веке настольное развлечение добралось до Европы. Есть мнение, что привёз домино знаменитый путешественник Марко Поло, но документальных подтверждений этому нет.
В 2003 году в Гаване впервые провели чемпионат мира по домино. Сейчас Международная федерация домино объединяет миллионы любителей этого развлечения со всего мира.
Происхождение названия
В Китае игра носила имя «пай гоу». Но по всему миру разлетелось итальянское название — domino. Существует несколько версий почему:
- Победителя называли domino, что в переводе с латинского означает «господин».
- Название связано с одеждой: одеяниями монахов или чёрно-белыми карнавальными костюмами, визуально напоминающими игровые фишки.
- Игра была популярна в монастырях, где любое дело начиналось с фразы «Benedicamus Domino» («благословим Господа»).
Популярные разновидности домино
С течением времени у игры появилось множество версий, от простых до весьма сложных. Вот самые популярные форматы:
- Классическое домино — базовый вариант, с которого стоит начать.
- «Козёл» — более азартная и динамичная разновидность, которая особенно популярна в России.
- «Телефон» — отличается от классики и «Козла» расположением фишек и принципом начисления очков.
Базовые понятия
- Костяшка (фишка, доминошка) — главный элемент игры. Выглядит как прямоугольная плитка, разделённая пополам на два квадрата. На каждой половинке — от нуля до шести точек.
- Резерв (также называют «базаром» либо «рынком») — это место, откуда игроки берут дополнительные костяшки, если не могут сделать ход. Плитки лежат здесь лицевой стороной вниз, чтобы участники не знали, какая костяшка им попадётся.
- Дубль — доминошка с одинаковым числом точек с обеих сторон: например, 5:5 и 3:3.
- «Прокатиться» — пропуск хода.
- «Рыба» — патовая ситуация, когда никто не может сделать ход, хотя у всех ещё остались костяшки на руках.
Как играть в домино
Классическая версия — отличная база для старта. Вот как всё происходит.
С чего начинается партия
- Играют обычно от двух до четырёх человек.
- В стандартном наборе — 28 костяшек.
- Два игрока берут по семь фишек. Если участников трое либо четверо — по пять. Остаток отправляется в резерв.
- Свои доминошки показывать другим участникам нельзя — это открывает путь к просчитыванию ваших ходов.
Кто ходит первым
- Инициатива переходит к тому, у кого есть костяшка с дублем 1:1, либо пустая фишка — без точек.
- Если ни у кого нет «пустышки» или 1:1, начинает участник с дублем, следующим по возрастанию: 3:3, 4:4 и далее.
- Если дублей вообще нет, первым ходит обладатель фишки с наименьшим значением — например, 0:1.
Как проходит партия
- Игроки ходят по очереди — по часовой стрелке.
- Каждый должен выложить фишку, у которой одно из значений совпадает с числом на открытом конце цепочки на столе.
Пример: на поле лежит доминошка с точками 2:5, значит, можно положить костяшку, у которой есть 2 или 5.
Если подходящей костяшки нет, нужно брать их по одной из «базара» — до тех пор, пока не найдётся нужная. Если «базар» опустел, участник пропускает ход.
Совет: старайтесь не «злоупотреблять» резервом — чем чаще вы обращаетесь к «рынку», тем ниже шансы на победу.
Когда игра заканчивается
Партия завершается, как только один из участников выложит все свои костяшки. Он и становится победителем.
Подсчёт очков
После завершения партии каждый из оставшихся игроков складывает все точки на своих фишках. Эта сумма идёт в зачёт победителю.
Пример:
Если у проигравшего остались костяшки с точками 0:1, 2:2 и 5:6, победитель получает 16 очков.
Учтите, что оставшаяся на руках у одного из игроков пустая фишка приносит победителю сразу 25 очков.
Конечная цель
Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не наберёт 200 очков. Но можно сократить это необходимое количество баллов — договориться о другом лимите заранее, если хочется партию покороче.
При этом возможен и совсем другой исход — «рыба». Это ситуация, когда фишки у игроков на руках остались, но никто из участников не может сделать ход.
Что такое «рыба» и как её использовать в свою пользу
«Рыба», как было сказано выше, возникает, когда игра останавливается: у всех участников на руках есть фишки, но ни одна из них не подходит числам на концах цепочки. То есть ход невозможен — партия завершается автоматически.
Опытные игроки сами подводят партию к «рыбе». Если вы контролируете ситуацию и знаете, какие кости уже сыграны, то можете специально подвести партию к моменту, когда никто не сможет сделать ход.
Пример:
Вы уверены, что все «пятёрки» вышли, и планомерно подводите партию к тому, чтобы на концах фишек остались только 5:5 и 5:6, которые ни у кого не бьются. Участники не могут ходить, и игра заканчивается «рыбой». У вас при этом на руках осталась последняя фишка — 1:2.
Выигрывает тот, у кого на руках к моменту «рыбы» остались фишки с наименьшей суммой точек на костяшках. В данном случае это вы.
По традиции, когда игра доходит до «рыбы», участник объявляет об этом вслух и эффектно ударяет своей последней фишкой об стол.
«Козёл»: иной подсчёт очков
Этот вариант домино строится на тех же правилах, что и классика, но с важным отличием: в конце очки начисляются не победителю, а каждому участнику.
- Игроки ведут собственный, индивидуальный подсчёт, сколько очков они заработали к концу партии.
- Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не наберёт 101 очко.
- Тот, кто первым пересечёт этот порог, проигрывает.
Командный формат
В «Козла» можно играть парами либо командами. Играют в этом случае по тем же правилам — отличается только подсчёт очков: в зачёт идут баллы всей команды. Проигрывает та, которая первой достигнет установленного лимита в 101 очко.
«Телефон»: игра во все стороны
Ключевая отличительная черта этой версии: игра ведётся не только по вертикали: в «Телефоне» игроки выстраивают фишки не цепочкой, а сразу в четырёх направлениях.
Как играть
- Подходит для двух или четырёх участников, каждый из которых получает семь доминошек.
- Начинает игру тот, у кого есть пустая костяшка либо дубль.
- Первый дубль, выложенный на поле, становится «домом» — от него далее фишки идут сразу в четыре стороны.
Как победить
Побеждает тот, кто наберёт оговорённое в начале число баллов. Подсчёт идёт с округлением до ближайшего кратного пяти. Например, если вы получили 13 очков, записывается 15.
Полезные советы: как играть, чтобы побеждать
- Избавляйтесь от «тяжёлых» фишек в начале игры. Комбинации вроде 6:6, 5:6 стоит выкладывать как можно раньше. Если вы проиграете, эти баллы уйдут противнику.
- Осторожнее с пустышкой. Эта фишка — ловушка. Если она останется у вас в конце игры, противник получит целых 25 очков.
- Анализируйте игру. Следите, какие числа чаще появляются на столе, а какие — нет. Это поможет предугадать, что осталось у оппонентов, и заблокировать их возможные ходы.
- Стратегически используйте «рыбу». Иногда выгоднее закончить партию блокировкой, если вы знаете, что у вас меньше очков на руках, чем у остальных.
- Контролируйте счёт. В затяжных партиях важно фиксировать промежуточные результаты, особенно если идёт игра до 101 или 200 баллов. Это поможет вовремя менять тактику.
Как играть в «Дурака»: всё, что нужно знать, чтобы выигрывать