Как составить досудебную претензию
В любой конфликтной ситуации перед тем, как обращаться в суд, следует попытаться самостоятельно урегулировать спор. По закону для этого нужно направить контрагенту досудебную претензию. Но чтобы этот документ рассмотрели, важно соблюсти определённые правила. Разберёмся вместе с юристами, как грамотно составить и куда направить претензионное письмо.
Что такое досудебная претензия
Досудебная претензия — это официальное письменное требование к контрагенту исполнить свои обязательства или устранить нарушения. Иными словами, это последний мирный способ разрешения конфликта без вмешательства суда.
Макс ЛоуменБизнес-юрист, автор книги «Долги бизнеса — твои долги?»
Под контрагентом могут подразумеваться различные субъекты правоотношений: физические лица, индивидуальные предприниматели или юридические организации.
Кроме того, при нарушении гражданских прав заявитель имеет право обратиться с досудебной претензией в соответствующие государственные органы (например, в Роспотребнадзор или прокуратуру). Они уполномочены рассматривать подобные обращения и защищать интересы заявителей.
Зачем нужна досудебная претензия
В большинстве случаев досудебная претензия — обязательное условие для последующего обращения в суд. Арбитражный процессуальный кодекс требует досудебного порядка урегулирования спора в случае взыскания денег по договорам, а также при изменении или расторжении договора. В гражданских делах претензия необходима для споров с перевозчиками, страховщиками, туроператорами и операторами связи. Игнорирование обязательного претензионного порядка считается грубейшей ошибкой, в таких случаях суд вернёт исковое заявление или вовсе оставит его без рассмотрения.
Как составить досудебную претензию
Несмотря на отсутствие требований к форме досудебной претензии на законодательном уровне, сложившаяся практика выработала чёткую структуру документа. Фактически его можно поделить на три ключевых раздела:
- Шапка. Она включает точные сведения о сторонах, участвующих в споре, — полное наименование, реквизиты и контактные данные.
- Основная часть. Начинается с заголовка (в данном случае следует писать «Досудебная претензия»). Состоит из подробного изложения обстоятельств дела, обоснованных правовых аргументов и ссылок на нормативные акты.
- Заключение. Включает чётко сформулированные требования к ответчику, сроки удовлетворения заявленных требований, возможные последствия игнорирования претензии и перечень приложений. В конце документа также ставятся дата и подпись заявителя с расшифровкой.
За годы практики в качестве бизнес-юриста я убедился, насколько важно правильно составить досудебную претензию. При грамотной подготовке этот документ может сэкономить нервы и деньги. Небрежность или ошибка, напротив, превращают его в бессмысленную формальность, закрывающую путь к справедливому судебному разбирательству.
Давайте рассмотрим подробнее, что должно быть указано в шапке, основной части и в заключении.
Шапка документа
В шапке следует указать следующую информацию:
- Ф. И. О. и контактные данные стороны, которой предъявляется претензия. Для юридического лица указываются наименование, ОГРН, ИНН и адрес.
- Данные заявителя — ваши Ф. И. О. или полное наименование фирмы, контактные сведения и адрес.
Важно! Фактические ошибки в этой части недопустимы, так как они делают документ недействительным.
Основная часть документа
Это описательная часть претензии, которая должна включать:
- Историю взаимоотношений сторон в хронологической последовательности.
- Ссылки на договор или правовой акт, регулирующий отношения сторон.
- Подробное описание допущенного нарушения с доказательной базой (например, с фотографиями, чеками или актами выполненных работ).
- Основные положения нормативных актов, которыми руководствуется заявитель (например, нормы Гражданского кодекса РФ или Закон «О защите прав потребителей»).
Заключение
Данная часть документа самая важная, так как в ней излагаются требования к ответчику. Отметим, что они должны быть понятными, обоснованными и однозначно трактуемыми. Для финансовых претензий целесообразно приводить точные расчёты сумм задолженности, неустойки или ущерба. Здесь же можно указать конкретные сроки для исполнения требований.
Пример корректно сформулированного требования: «Прошу погасить задолженность по договору № 123 от 1 января 2024 года в сумме 500 000 рублей согласно прилагаемому расчёту в течение 15 календарных дней с момента получения настоящей претензии».
Помимо прочего, в этой части после перечисления требований следует поставить дату и подпись с расшифровкой.
Порядок составления досудебной претензии
- Обозначьте факт нарушения. Определите, какое обязательство или право было нарушено и какие убытки возникли вследствие этого. На основе этой информации изучите действующие нормы законодательства.
- Соберите доказательства. Подойдут все материалы, которые подтвердят правонарушения. Это могут быть квитанции, акты выполненных работ, фото- и видеоматериалы, письменные показания очевидцев, заключения экспертов и выписки из банка.
- Составьте претензию. Строго следуйте структуре документа. Излагайте мысли ясно, кратко и исключительно по существу.
- Проверьте информацию. Убедитесь, что все данные указаны верно, в противном случае документ могут признать недействительным.
Куда направить досудебную претензию
Согласно статье 165.1 Гражданского кодекса РФ, досудебную претензию необходимо отправлять по официальному адресу регистрации физического лица либо юридического адреса организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Для доказательства факта направления претензии лучше воспользоваться услугами почтовых служб. Рекомендую отправить документ заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Это позволит подтвердить соблюдение обязательного порядка урегулирования спора перед обращением в суд. Если же договором предусмотрен электронный документооборот, включая приём юридически значимых документов посредством электронной почты, такая форма подачи претензии тоже допустима. Помимо прочего, возможно личное вручение претензии физическому лицу, однако в таком случае на вашей копии документа обязательно должны стоять подпись получателя и дата.
Юрий АлександровУчредитель юридической компании «А.Лигал»
Сроки рассмотрения досудебной претензии
Максимальный срок рассмотрения и ответа на досудебную претензию в рамках арбитражного процесса составляет 30 календарных дней.
Срок ответа на потребительские споры зависит от характера требований. Например, в спорах о возврате денежных средств за некачественный товар или услугу максимальный срок — 10 дней. При этом решение на требование замены должно быть принято и направлено потребителю в течение 7 дней. Однако в случае, если необходима проверка качества продавцом, срок может быть увеличен до 20 дней.
При игнорировании претензии вы вправе обращаться в суд по истечении установленного срока. По закону отсутствие ответа приравнивается к отказу в удовлетворении требований. Также поводом для подачи искового заявления считается ответ, в котором контрагент прямо отказывается удовлетворять выдвинутые вами требования или соглашается исполнить их частично, — подчеркнул бизнес-юрист Макс Лоумен.