В Госдуме напомнили о правах пассажиров в случае задержки рейса
По данным Росавиации, в июле 2025 года были задержаны тысячи авиарейсов в различных аэропортах России. В связи с последними задержками 19–21 июля зампред комитета Госдумы по развитию туризма Сергей Кривоносов напомнил о правах пассажиров. Разберёмся, через сколько часов клиентам должны предоставить напитки, питание и номера в отелях.
Права пассажиров при задержке авиарейсов
В соответствии с правилами воздушных перевозок при задержке рейса авиакомпания обязана бесплатно предоставить пассажирам:
- Сразу — место для хранения багажа и комнату матери и ребёнка.
- После двух часов ожидания — прохладительные напитки и два телефонных звонка.
- Через четыре часа — горячее питание. При дальнейших задержках его должны предоставлять каждые шесть часов днём и восемь часов ночью.
- При задержке рейса более чем на восемь часов днём или шесть часов ночью — гостиничный номер, организацию трансфера и хранения багажа.
Можно ли вернуть деньги за билет
В случае сильной задержки пассажир имеет право отказаться от полёта и получить полную компенсацию стоимости билета, даже если он был невозвратным. Более того, если из-за задержки клиент понесёт дополнительные убытки (например, аннулируют оплаченное бронирование отеля) — авиакомпания обязана их возместить.
Чтобы получить компенсацию, нужно составить претензию и в течение шести месяцев со дня задержки рейса предъявить её представителям авиакомпании в аэропорту вылета или прилёта. Для подтверждения своих прав следует приложить копии авиабилетов и документов, которые могут подтвердить понесённый ущерб (например, подтверждение бронирования с указанными датами или ваучер на оплаченную экскурсию).
Как составить досудебную претензию
Однако есть важно уточнение: компенсацию и возврат средств за билет можно получить, если опоздание произошло по вине авиакомпании. Соответственно, если просрочка обусловлена обстоятельствами, при которых осуществить полёт было невозможно из-за угрозы для жизни или здоровья пассажиров воздушного судна, ущерб не возместят.
Например, если задержка произошла из-за того, что экипаж был не готов к вылету, вам выплатят компенсацию и возместят убытки. Но при задержках из-за ухудшения погоды или атак дронов добиться возврата средств не получится.
Инструкция: что делать при задержке авиарейса
- Найдите свободное место рядом с выходом на посадку. Задержки могут затянуться на несколько часов, поэтому лучше сразу занять кресло в зале ожидания вблизи своего гейта. Туда будут приходить сотрудники аэропорта, чтобы проинформировать пассажиров и при необходимости предоставить напитки и питание.
- Выясните причину задержки. Для этого подойдите на стойку информации или к представителям авиакомпании либо позвоните на Единый номер консультационного центра Роспотребнадзора — 8 (800) 555-49-43.
- Поставьте на посадочном талоне отметку о задержке. Впоследствии она поможет получить компенсацию, питание и номер в отеле.
- Свяжитесь с туроператором. Если покупали тур со страховкой, вам могут обеспечить новые авиабилеты или возместить компенсацию.
- Следите за объявлениями. Сотрудники аэропорта должны оповещать об изменениях в расписании, предоставлении питания и номеров в отеле.
Главное: как застраховаться от убытков в случае задержек
- Выбирайте стыковочные рейсы. Если планируете перелёт с пересадкой, покупайте билеты одной авиакомпании со стыковкой. Они стоят дороже, но при задержке авиакомпания будет обязана предоставить за свой счёт новые билеты до пункта назначения.
- Приобретайте возвратные билеты. В случае непредвиденных обстоятельств их можно вернуть и получить деньги. Однако перед покупкой внимательно ознакомьтесь с условиями возврата, чтобы убедиться, что возврат возможен даже в случае задержки рейса не по вине авиакомпании.
- Покупайте страховку. Тогда при задержке или отмене рейса страховая компания выплатит вам компенсацию вне зависимости от причины.
- Берите с собой портативные зарядки. При длительных задержках зарядить телефон в аэропорту может быть проблематично, так как количество свободных розеток ограничено. Чтобы оставаться на связи и следить за информацией, лучше иметь при себе пауэрбанк.
Что делать, если при отмене бронирования номера не возвращают деньги