Как взыскать компенсацию с провайдера за перебои с интернетом

Перебои в работе домашнего интернета могут приводить не только к бытовым неудобствам, но и к финансовым потерям — из-за срыва рабочих задач и нарушению учебного процесса. В подобных ситуациях абоненты вправе требовать от провайдера компенсацию за неоказание услуг. Вместе с экспертом рассказываем, как это сделать.

Как взыскать компенсацию с провайдера за перебои с интернетом
©  alexkich/Freepik

На чьей стороне закон

Основные права абонентов закреплены в двух актах:

  1. Постановление Правительства РФ № 2607 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи». Оно устанавливает, что оператор не может взимать плату за неоказанную услугу. Кроме того, предусмотрена неустойка — 3% от месячной абонентской платы за каждый день отсутствия доступа до начала восстановления, но не более суммы одного полного тарифа.
  2. Закон РФ «О защите прав потребителей», ст. 29. Он позволяет требовать:
  • Безвозмездного устранения недостатков.
  • Снижения стоимости услуги.
  • Возмещения расходов, если недостатки устранены третьими лицами.
  • Расторжения договора и возврата средств, если выявлены существенные недостатки.
  • Полного возмещения убытков.

Оператор несёт ответственность, если сбой возник по его вине — например, из-за поломки оборудования. Однако он может быть освобожден от обязательств при форс-мажорных обстоятельствах, таких как распоряжение госорганов или природных катаклизмов. Эти условия обычно прописаны в договоре.

Также в законе не говорится, в какие сроки должна быть устранена неполадка. Каждый провайдер устанавливает их сам. Обычно информация об этом есть в договоре.

Как действовать абоненту

1. Зафиксируйте сбой

Важно иметь на руках доказательства, что соединение отсутствует по вине провайдера. Это касается и падения скорости интернета. Её можно измерить специализированными сервисами (например, с помощью Интернетометра).

Сохраните обращения в техподдержку, включая дату, время и суть проблемы. Делайте скриншоты с ошибками подключения, ведите журнал с описанием сбоев. Дополнительно можно составить акт с подписью свидетелей или вызвать техника от провайдера. Идеально — получить официальный ответ от оператора с подтверждением неполадок.

Павел Карасев
Павел КарасевБизнес-партнёр компании «Компьютерные технологии»

2. Обратитесь в поддержку

Служба поддержки может пойти навстречу и произвести перерасчёт или начислить какие-либо бонусы, чтобы избежать проверок и судебных споров. Однако это актуально только для абонентов, которые не понесли ущерб.

3. Напишите претензию провайдеру

По закону № 126-ФЗ «О связи» потребители должны соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. Это означает, что сначала нужно обратиться с официальной претензией к оператору. И только если он её отклонит или проигнорирует, абонент получает право обратиться в суд.

Обращение должно быть составлено в письменной форме с чёткой пометкой «досудебная претензия». К ней нужно приложить пакет документов, обосновывающих требования:

  • Копия договора или документа, подтверждающего его наличие. Например, квитанция об оплате.
  • Все доказательства, необходимые для рассмотрения обращения: скриншоты обращений к оператору, сбоев, акт о неисправности, показания свидетелей.
  • Подтверждение ущерба и его расчёт, если нужно получить не только неустойку, но и возмещение убытков. Например, если из-за разрыва соединения был получен штраф от работодателя, была сорвана сделка или пришлось срочно оплачивать услуги другого оператора, нужно приложить чеки об оплате, копии договоров и т. д.

Пример расчёта неустойки:

Абонентская плата составляет 500 рублей в месяц.

Стоимость одного дня услуги: 500/30 = 16,67 рубля.

Неустойка за один день простоя: 3% от 16,67 = 0,5 рубля.

Период простоя: с 10.01.2025 по 20.01.2025 (10 дней).

Общая сумма неустойки: 0,50*10 = 5 рублей.

С момента получения претензии у оператора связи есть ровно 30 дней на её рассмотрение и предоставление решения. Ответ должны направить в той же форме, в которой было сделано обращение, — в личном кабинете, по электронной почте или заказным письмом.

Повысить шансы на возврат денег помогают письменная претензия, фиксация обращений, ссылки на договор и закон. Большинство дел можно решить без юриста, особенно на претензионной стадии. Юрист нужен, если провайдер отказывает и вы готовы идти в суд.

Судебный иск

Если провайдер отказывается сделать перерасчёт и выплатить компенсацию убытков или просто игнорирует, можно подать иск о взыскании:

  • Абонентской платы за период отсутствия услуги.
  • Неустойки 3% в день, но не более месячной платы за услугу.
  • Убытков.
  • Компенсации морального вреда и судебных расходов.
  • Штрафа в размере 50% от суммы требований. Сюда входят все уже присужденные выплаты, включая компенсацию морального вреда и неустойку.

Подавать иск следует по месту жительства абонента или по месту исполнения договора.

Различия между мобильным и домашним интернетом

Механизм получения компенсации от мобильного оператора за сбои аналогичен:

  • Сбору доказательств.
  • Обращению с претензией.
  • Подаче в суд при отказе.

Однако возместить убытки сложнее.

Услуги домашнего интернета регулируются жёстче — договор публичный, чёткие условия, сроки и компенсации. Мобильный интернет подпадает под иные правила, и доказывать перебои сложнее — оператор ссылается на зону покрытия и перегрузку Сети.

Законодатели планируют устранить этот недочёт. В сентябре 2025 года в Госдуме рассмотрят законопроект о возмещении убытков россиянам при перебоях в работе мобильного интернета. Однако текст документа пока не опубликован.

Что изменится для россиян с 1 сентября 2025 года: всё о новых законах

Видео по теме от RUTUBE