Обязаны ли кафе и рестораны пускать прохожих в уборную

Считается, что в России пользоваться туалетной комнатой в общепитах могут только клиенты. Выяснили у адвоката, законно ли отказывать прохожим в посещении уборной, брать за это дополнительную плату или вовсе ставить на дверь цифровые замки с кодом.

Туалеты в общепитах — только для клиентов? Отвечает адвокат
© pressmaster/Freepik

Должны ли в кафе и ресторанах быть туалетные комнаты

В России во всех заведениях общественного питания (общепита) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами должны находиться уборные с раковинами для мытья рук. При этом на предприятиях, рассчитанных на обслуживание более 25 человек, санузел для сотрудников должен быть отдельным.

Отметим, что к общепиту относятся все заведения, которые изготавливают или распространяют готовую продукцию, а также обслуживают потребителей. Следовательно, туалетные комнаты с раковинами обязательно должны быть в:

  • ресторанах;
  • кафе;
  • столовых;
  • закусочных;
  • барах и рюмочных;
  • предприятиях быстрого питания.

Если в заведении нет туалета или он закрыт, следует сообщить о нарушении в Роспотребнадзор через форму приёма обращений на официальном сайте.

Кто может пользоваться уборной в заведении

Беспрепятственно пользоваться туалетными комнатами в кафе, ресторанах и других заведениях общепита могут только клиенты. Сотрудники при этом не имеют права как-либо ограничивать доступ к уборной или количество посещений.

Согласно закону «О защите прав потребителей» клиентами ресторанов и кафе считаются не только те, кто уже воспользовался услугами, но и те, кто выразил намерение это сделать. Следовательно, если в заведении отказывают посетителю в праве воспользоваться туалетом, а затем выясняется, что этот человек собирался заказать блюдо, такие действия могут рассматриваться как нарушение прав потребителей.

Могут ли отказать в посещении уборной человеку с улицы

В российском законодательстве отсутствует однозначный ответ на этот вопрос, поэтому нередко возникают различные споры и конфликтные ситуации. В правоприменительной практике сложился подход, в соответствии с которым признаётся право заведений не пускать прохожих в туалетные комнаты, если они не считаются клиентами, — пояснил Мартин Зарбабян.

Несмотря на то что сотрудники общепита не обязаны пускать прохожих в туалет, они могут войти в их положение. Если возникла экстренная потребность в посещении уборной, постарайтесь вежливо объяснить ситуацию администратору или официанту. В случае отказа можно поискать вблизи торговые центры или общественные туалеты.

Законно ли брать плату за посещение туалета

Взимание отдельной платы за пользование туалетом в общепите — незаконно. В судебной практике был случай, когда некий предприниматель брал деньги за посещение уборной в кафе. Своё решение он объяснил тем, что его заведение находится вблизи крупной автобусной остановки и многие прохожие приходят туда исключительно ради туалета. Впоследствии бизнесмен был привлечён к административной ответственности, — рассказал Мартин Зарбабян.

Если с вас требуют деньги за пользование уборной, вы можете заявить о правах потребителя, а при игнорировании замечания — направить жалобу в Роспотребнадзор.

Как дистанционно направить жалобу в Роспотребнадзор

  1. Перейдите на официальный сайт Роспотребнадзора.
  2. Ознакомьтесь с общими правилами приёма обращений и нажмите «Продолжить», затем — «Написать обращение».
  3. Авторизуйтесь на сайте через Госуслуги.
  4. Проверьте личные данные и контактную информацию — они должны подгрузиться с портала. При необходимости исправьте или дополните информацию.
  5. Составьте текст обращения. Обязательно укажите наименование и адрес заведения, дату и время визита, а также Ф. И. О. и должность сотрудника, который планировал взять с вас деньги за посещение уборной.
  6. Отправьте претензию и дождитесь ответа — он должен поступить на указанную электронную почту в течение 30 дней.

Законно ли устанавливать замки с кодом на дверь туалета

Фактически установка цифрового замка на двери туалета не нарушает закон, если код предоставляют посетителям по первому требованию. Следовательно, пожаловаться на такое решение нельзя. Исключение составляют случаи, когда сотрудники заведения систематически затягивают выдачу кода или другими способами препятствуют посещению уборной. Но на практике такое встречается крайне редко.

Коротко о главном: насколько законен отказ прохожему в посещении туалета общепита

  • По требованиям СанПиНа во всех заведениях общественного питания должны быть уборные с раковинами.
  • Посетить туалет в заведении могут все клиенты без исключения — до совершения заказа или после него.
  • Сотрудники общепита не могут как-либо ограничивать доступ к уборной для посетителей.
  • Отказ прохожему в посещении туалета считается законным. Но сотрудники заведения всё же могут войти в положение и разрешить постороннему воспользоваться уборной.
  • Взимать плату за посещение туалета в общепите нельзя, об этом нарушении следует сообщить в Роспотребнадзор.
  • Установка цифрового кода на дверь туалета не нарушает закон, если его предоставляют по первому требованию посетителя.

Можно ли фотографировать в кафе и ресторанах

Видео по теме от RUTUBE