Какой штраф грозит за отказ оформить временную регистрацию жильцам

Согласно статистике, 18% россиян, которые проживают в крупных городах, сдают свои квартиры в аренду. Но чтобы при сдаче недвижимости избежать проблем, важно знать, в каких случаях обязательно регистрировать арендаторов. Разберёмся, чем временная регистрация отличается от постоянной, как её оформить и что будет, если этого не сделать.

Как сдать квартиру и не получить штраф: всё о временной регистрации
© fizkes/iStock.com

Постоянная и временная регистрация: в чём разница

  • Постоянная регистрация (прописка) — основное, бессрочное место проживания человека. Как правило, люди прописываются в жилой недвижимости, которой владеют либо где у них есть доля в собственности.
  • Временная выдаётся, если вы живёте не по адресу прописки и в другом регионе дольше 90 дней. Она не отменяет постоянную регистрацию и обычно оформляется при найме жилья (с согласия собственника арендуемой квартиры).

Постоянная регистрация обязательна для граждан России и фиксируется в паспорте. Временная сообщает о фактическом месте проживания человека в течение какого-то времени. Её срок не должен превышать 5 лет. Для людей, временно проживающих более 90 дней не по адресу прописки, регистрация обязательна.

Ольга Туренко
Ольга ТуренкоПрактикующий адвокат с более чем 17-летним стажем

Сроки оформления регистрации

  • Постоянную нужно оформить в течение 7 дней после выписки или переезда.
  • Временная оформляется в течение 90 дней.

С чем поможет временная регистрация

Она открывает доступ к важным услугам и упрощает жизнь арендаторам. Временная прописка позволит:

  • Получать пенсию и социальные выплаты.
  • Подать заявку на кредит или ипотеку.
  • Зарегистрироваться в центре занятости.

Без регистрации тоже можно обойтись в некоторых случаях. Например, вы сможете:

  • Прикрепиться к поликлинике по полису ОМС.
  • Оформить российский либо заграничный паспорт.
  • Зарегистрировать брак или оформить развод.

Возможность получения других услуг без временной регистрации следует уточнять в конкретном ведомстве — требования могут отличаться.

Кто может сдавать квартиру в аренду

Распоряжаться квартирой, в частности сдавать её в аренду, может либо правообладатель, либо лицо, получившее от него соответствующие полномочия. Есть ряд документов, наделяющих такими полномочиями: договор безвозмездного пользования (не даёт права отчуждать собственность, но предоставляет возможность её сдавать), договор аренды, подразумевающий право субаренды. Либо же человек может просто выступать законным представителем собственника и сдавать квартиру по доверенности.

Алексей Балакин
Алексей БалакинОснователь и управляющий партнёр агентства недвижимости Trust Realty

Когда временная регистрация не требуется

Временная регистрация не нужна, если:

  • Наниматели — ваши родственники. Если вы сдаёте квартиру близким (например, родителям, детям) и сами прописаны в этом жилье.
  • Арендатор прописан в том же регионе.
Оформление регистрации необязательно, если люди, временно арендующие жильё, имеют постоянную прописку в том же регионе. Например, часто бывает, что семья москвичей затеяла ремонт и на это время подыскала себе другое жильё в Москве. В этом случае им ничего оформлять не надо, — отмечает Алексей Балакин.
  • Проживание в специальных учреждениях. При посещении отелей, санаториев, больниц самостоятельно оформлять временную прописку не нужно — администрация сама регистрирует прибытие гостей.

Что будет, если не оформить временную регистрацию

Зарегистрироваться можно по адресу временного места жительства, то есть в арендованной квартире, если на это есть согласие собственника. Но важно понимать, что ответственность за проживание квартирантов без регистрации будут нести обе стороны.

Татьяна Синицына
Татьяна СиницынаЭксперт по недвижимости в компании «ПИК-Аренда»

То есть если арендатор живёт без регистрации дольше 90 дней, штрафы грозят всем:

  • Арендодатель и наниматель заплатят от 2 до 5 тысяч рублей. Причём в Москве и Санкт-Петербурге суммы выше — от 5 до 7 тысяч рублей для обеих сторон.
Если квартира сдаётся неофициально, то в дополнение к штрафу предусмотрена ответственность за неуплату налогов. Таких собственников ждёт доначисление по текущей ставке, штрафы и пени, — подчёркивает Татьяна Синицына.
© Shatokhina Natalia/news.ru/www.globallookpress.com

Как оформить временную регистрацию: понятная инструкция

Кому можно оформить временную регистрацию онлайн

Через Госуслуги вы можете зарегистрировать:

  • Себя.
  • Мужа либо жену.
  • Детей до 14 лет и подростков 14–18 лет (с их согласия).

Важно! У вас и всех членов семьи старше 14 лет должна быть подтверждённая учётная запись на Госуслугах. Если жильё не ваше, то и у всех собственников старше 14 лет тоже должен быть подтверждённый аккаунт.

Какие документы понадобятся

Для заявителя:

  • Паспорт.
  • Свидетельство о рождении (для детей до 14 лет) или паспорт ребёнка (для подростков 14–18 лет).
  • Акт органа опеки (если вы опекун ребёнка).
  • Документ о постоянной регистрации ребёнка до 14 лет (если есть).

Для собственника жилья:

  • Паспорт.
  • Документ о праве собственности (например, выписка из ЕГРН).
  • Согласие на регистрацию — оформляется онлайн через Госуслуги или нотариально во время личного визита в МВД либо МФЦ.

Все документы загружаются в виде сканов или чётких фотографий.

Оформление регистрации

  1. Электронное — придёт прямо в личный кабинет.
  2. Бумажное — заберёте в отделении МВД.

Оба варианта имеют одинаковую юридическую силу.

  • Укажите, кого регистрируете. Выберите, для кого оформляете регистрацию: для себя, супруга, детей. Если ребёнку больше 14 лет, он должен подать заявление самостоятельно.
  • Заполните данные. Часть информации (например, данные паспорта) подтянется автоматически из вашего профиля. Вам нужно будет указать:
  1. Адрес временной регистрации.
  2. Срок аренды (от 1 месяца до 5 лет).
  3. Документ, подтверждающий право на проживание (например, договор найма).
  4. Кадастровый номер жилья.
  • Добавьте данные собственников. Они должны подтвердить своё согласие на оформление временной прописки через Госуслуги.
  • Отправьте заявление. Проверьте данные, убедитесь, что все собственники дали согласие, и отправляйте заявку. Уведомление о статусе придёт в личный кабинет: срок рассмотрения — до 6 рабочих дней.
  • Получите свидетельство после проверки заявления:
  1. Электронное — скачайте из личного кабинета.
  2. Бумажное — заберите в МВД в назначенный день.

Что нужно для успешного оформления через Госуслуги

Оформление онлайн не сработает, если:

  • У кого-то из участников нет подтверждённого аккаунта на Госуслугах.
  • Право собственности не зарегистрировано в Росреестре.
  • Кто-то из собственников не подтвердил согласие онлайн.

В таком случае временную прописку придётся оформить лично — в МВД либо МФЦ.

Если договор найма оформлен онлайн

Получить временную прописку можно в упрощённом порядке, если заключить договор аренды через Госуслуги.

  • Оформить регистрацию можно сразу во время онлайн-подписания договора.
  • Вернуться к этому позже — черновик будет доступен в разделе «Услуги».

Продолжительность регистрации будет соответствовать сроку действия договора аренды.

Договор аренды жилья: как заключить через Госуслуги

Видео по теме от RUTUBE