Могут ли не пустить на самолёт из-за неприятного запаха? Объясняют юристы

Самолёт остаётся одним из самых популярных способов путешествий среди россиян. Но наличие билета ещё не гарантирует, что пассажир окажется на борту. В некоторых случаях авиакомпания имеет право отказать в перевозке — и одна из причин может быть связана с неприятным запахом. Разберёмся с юристами, насколько это законно и что делать, если ваши права нарушили.

Юристы объяснили, когда пассажира могут не пустить в самолет из-за неприятного запаха
© nuttapong punna/iStock.com

Правда ли, что пассажиру могут отказать в посадке на рейс из-за плохого запаха

Да, закон действительно даёт перевозчику такое право. Основанием служат Воздушный кодекс РФ и Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов. Эти документы разрешают экипажу действовать в интересах безопасности и комфорта всех людей на борту.

Важно понимать, что неприятный запах — это фактор крайне субъективный, и что для одного человека неощутимо, для другого может стать причиной существенного дискомфорта. Поэтому выработать понятные всем правила обонятельного этикета крайне сложно. Тем не менее неприятный запах, если он переходит в разряд “неустранимых неудобств”, может стать основанием для недопуска пассажира на борт самолёта.

Владимир Попов
Владимир Попов доцент кафедры частного права ГУУ

Согласно статье 107 Воздушного кодекса и пункту 230 Федеральных авиационных правил авиакомпания вправе расторгнуть договор перевозки и не допустить пассажира на борт, если:

  • из-за его состояния или поведения возникают серьёзные неудобства для других людей;
  • его действия провоцируют беспорядок и представляют угрозу жизни, здоровью и безопасности пассажиров и экипажа.
Прямо про запах в кодексе и правилах не говорится. Но сильный и устойчивый неприятный аромат, который может вызвать резкую физиологическую реакцию других пассажиров или членов экипажа, однозначно относится к подобным нарушениям, — уточняет Владимир Попов.

Кто принимает решение о недопуске на борт

В спорных ситуациях окончательное решение принимает командир воздушного судна. Именно он определяет, представляет ли конкретный пассажир угрозу как источник серьёзного дискомфорта.

Необходимо уточнить, что речь идёт о ситуациях, когда запах не просто неприятен, а создаёт реальную проблему, угрожает безопасности, состоянию здоровья или комфорту других пассажиров. Например, запах настолько невыносимый, что порождает массовые жалобы, вызывает тошноту, рвоту, мешает работе бортпроводников и провоцирует конфликт на борту. Именно в такой ситуации командир воздушного судна имеет исключительное право принять решение о недопуске пассажира на борт.

Константин Ткаченко
Константин Ткаченкоадвокат МГКА «Бюро адвокатов "Де-юре"»

Если дело дойдёт до суда, обязанность доказать, что такая проблема реально была, ляжет на авиакомпанию. В качестве доказательств могут быть использованы:

  • объяснения членов экипажа и пассажиров;
  • письменные заявления очевидцев;
  • фото- и видеоматериалы, фиксирующие состояние пассажира, его поведение или реакцию на него окружающих.

В каких ещё случаях авиакомпания вправе отказать в посадке

  • Нарушение правил поведения. Если пассажир ведёт себя агрессивно, мешает экипажу или другим пассажирам, игнорирует распоряжения командира воздушного судна, авиакомпания вправе снять его с рейса.
  • Состояние здоровья. Если есть медицинские показания, при которых перелёт может быть опасен для самого пассажира или окружающих, перевозчик имеет право отказать в посадке.
  • Опасный багаж. При обнаружении запрещённых к перевозке предметов или веществ пассажира могут не пустить на борт.
  • Неоплата багажа или билета для ребёнка. Если пассажир отказывается платить за дополнительный багаж или билет для несовершеннолетнего, которого сопровождает.

Есть ли примеры, когда россиян не пускали на борт из-за плохого запаха

«Случаи недопуска пассажира на борт из-за запаха есть, но все они имели место на территории зарубежных стран. В России публично известных случаев снятия пассажира с рейса именно из-за запаха практически нет. Интернет хранит лишь “домашние” истории пассажиров с долей юмора о том, как подобная проблема преодолевалась ими и экипажем уже в полёте», — отмечает Константин Ткаченко.

Что делать, если рядом с вами пассажир с неприятным запахом

Если во время полёта рядом оказался человек, от которого исходит резкий запах, не пытайтесь решать вопрос самостоятельно. Лучшее решение — обратиться к экипажу и спокойно объяснить ситуацию. Бортпроводники найдут выход: например, предложат вам другое место.

Не рекомендуется самостоятельно менять место, а также вступать в прямой конфликт с пассажиром или бортпроводниками, это чревато снятием вас с рейса, — добавляет Константин Ткаченко.

Как быть, если ваши права как пассажира нарушены

Если от вас неожиданно потребовали покинуть самолёт из-за запаха, важно сохранять спокойствие. Попросите составить акт об отказе в перевозке и уточните, на каком основании принято решение. В дальнейшем вы сможете оспорить действия авиакомпании в суде — особенно если считаете, что они были необоснованными.

«Если вас не пустили на рейс по субъективной причине, вы имеете полное право потребовать возврата стоимости билета (статья 108 Воздушного кодекса), компенсации морального вреда (статья 15 закона “О защите прав потребителей”) и возмещения убытков — например, если вы из-за отказа опоздали на стыковочный рейс или поезд (статья 15 ГК РФ)».

Дмитрий Безделин
Дмитрий Безделинюрист Европейской Юридической Службы

Как действовать

  1. Сохраняйте спокойствие. Паника и конфликт только ухудшат ситуацию.
  2. Обратитесь к представителю авиакомпании. Попросите объяснить причину отказа и предоставить письменное обоснование снятия вас с рейса.
  3. Фиксируйте всё. Сохраните билеты, чеки, посадочные талоны, квитанции, переписку с авиакомпанией и любые доказательства, что вас не пустили на самолёт необоснованно.
  4. Подайте претензию. Если авиаперевозчик без веской причины не выполнил свои обязательства, направьте официальную жалобу с приложением всех документов.

Как правильно составить претензию

В обращении к авиакомпании укажите:

  • ваши Ф. И. О.;
  • название перевозчика;
  • контактные данные (телефон, электронную почту);
  • информацию о рейсе — дату, номер, стоимость билета;
  • описание ситуации — когда и почему вас не пустили на борт;
  • ваши требования: компенсация, возврат средств, возмещение убытков и морального вреда.

Чем подробнее и точнее вы изложите информацию о случившемся и приложите подтверждения, тем выше шанс получить положительный ответ. У авиакомпании есть 30 дней, чтобы рассмотреть обращение и дать официальный ответ.

Если перевозчик проигнорировал претензию, подавайте иск в суд. Это можно сделать по месту регистрации авиакомпании или по вашему месту жительства.

Главное

  • Авиакомпания вправе снять пассажира с рейса, если запах действительно создаёт угрозу комфорту, здоровью и безопасности других людей.
  • Такое решение принимает командир самолёта, а не отдельные сотрудники.
  • Если рядом с вами на борту оказался пассажир, от которого исходит сильный запах, сразу же обратитесь к экипажу. Не пытайтесь решить ситуацию самостоятельно.
  • Если вы считаете, что ваши права нарушили, требуйте возмещения убытков и при необходимости обращайтесь в суд.

Что делать, если вас не пустили на рейс из-за овербукинга

Видео по теме от RUTUBE