Можно ли вернуть деньги за тур, если заболели перед отпуском
Почти половина россиян планирует отпуск за полгода-год. Но если планы нарушатся незадолго до поездки, например из-за болезни или травмы, тур можно отменить. Совместно с юристами разберёмся, за какое время нужно подать заявление на возврат, что в нём указать и какие документы к нему приложить, чтобы возместили стоимость путешествия.
В каких случаях можно отказаться от тура
При покупке пакетного тура потребитель и туроператор (или турагент) заключают договор. В нём обязательно должны быть прописаны условия отмены. Помимо прочего, права и обязательства обеих сторон указаны в следующих нормативно-правовых актах:
- в Законе РФ «О защите прав потребителей»;
- в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Так, cтатья 10 закона «Об основах туристской деятельности в РФ» гласит, что каждая из сторон (как туроператор, так и турист) вправе при необходимости расторгнуть договор. Среди возможных обстоятельств для отмены поездки:
- болезнь или получение травмы;
- непредвиденный рост транспортных расходов;
- отказ в выдаче визы;
- призыв гражданина на военную службу по мобилизации;
- ухудшение условий тура (например, внезапное изменение авиакомпании).
На самом деле турист может отказаться от купленного тура в любое время вне зависимости от причины (даже если у него просто изменились планы). Такое право закреплено в статье 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» и статье 782 Гражданского кодекса РФ.
Никита Пинчукюрист ООО «ЕЮС»
Обратите внимание: если поездку отменяет туроператор, то туристу должны вернуть полную стоимость вне зависимости от условий договора и причин.
За какое время нужно отменить тур
Законодательство не устанавливает строгих сроков для отмены тура. Отказаться от поездки можно в любое время (даже накануне вылета). Но сумма возврата зависит от расходов, которые успел понести туроператор. Из этого можно сделать следующий вывод: чем раньше турист откажется от тура, тем больше денег сможет вернуть, — пояснил Никита Пинчук.
Вернут ли полную стоимость тура при отмене
При отмене тура могут вернуть полную или частичную его стоимость. Размер компенсации зависит от нескольких обстоятельств:
- Фактические расходы. Туроператор не должен за свой счёт возмещать понесённые затраты (например, за невозвратные авиабилеты).
- Причина отмены тура. В качестве исключения представитель турагентства может попробовать возместить затраты за невозвратные тарифы у отеля или авиакомпании, если причина отмены тура уважительная. Но делать это они не обязаны, так как при заключении договора турист добровольно соглашается с условиями бронирования.
Заболевание, к примеру, считается уважительной причиной для отказа от тура, но оно всё же не гарантирует полный возврат средств. Оператор вполне может удержать расходы, которые уже понёс (за визы или страховки), — рассказал Никита Пинчук.
Чаще всего невозможно полностью вернуть деньги за следующие виды расходов:
- Консульские и визовые сборы, если виза уже оформлена.
- Медицинская страховка, если полис уже выдан.
- Авиабилет, приобретённый по невозвратному тарифу.
- Бронирование гостиницы в иностранном отеле с отсутствием услуги отмены. Но тут стоит сделать оговорку, что многие отели идут навстречу клиентам и соглашаются удержать плату только за первый день бронирования. Подробные условия отмены необходимо уточнять у турагента.
Важно! Туроператор вправе удерживать только официально подтверждённые затраты — за те услуги, на которые есть квитанции или чеки. При их отсутствии туристу обязаны вернуть полную стоимость оплаченного тура.
Как вернуть деньги за тур в случае болезни
Чтобы возместить большую часть расходов, следуйте инструкции.
Шаг 1: изучите договор с туроператором
В договоре с туроператором должны быть прописаны условия отмены тура. Иногда в случае недомогания могут вернуть полную стоимость независимо от понесённых затрат, но только если турист подтвердит факт болезни. Поэтому, чтобы определить дальнейший план действий, сначала ознакомьтесь с этим документом.
Шаг 2: получите справку о болезни
Обратитесь в поликлинику или вызовите врача на дом и попросите выдать вам справку, а лучше — оформите официальный больничный. Тогда при необходимости вы сможете доказать, что причина для отмены тура уважительная.
Шаг 3: попросите туроператора оформить возврат
Чтобы оформить возврат, турист должен написать письменное заявление. Помимо просьбы вернуть деньги за тур, в нём следует указать паспортные данные, номер договора, дату начала поездки, причину отказа (по желанию), а также банковские реквизиты, — объяснил Никита Пинчук.
Заявление о возврате денежных средств можно подать одним из следующих способов:
- Лично — прийти в офис и передать туроператору. В этом случае попросите получателя поставить подпись и указать Ф. И. О., должность и дату, чтобы подтвердить факт получения.
- По почте или курьером — заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Электронным письмом — на e-mail или через форму приёма обращений турфирмы.
Туроператор должен вернуть деньги в течение 10 дней после подачи заявления. В противном случае турист вправе требовать неустойку — три процента от цены тура за каждый просроченный день, — добавил Никита Пинчук.
Шаг 4: отправьте досудебную претензию
Если туроператор отказал в возврате или вернул не всю сумму, хотя не подтвердил затраты чеками, можете подать исковое заявление в суд. Но сначала напишите досудебную претензию — по закону это нужно сделать в течение 20 дней с даты отмены тура, уведомления турагента или подачи заявления.
Как составить досудебную претензию
В тексте досудебной претензии обязательно укажите:
- свои личные и контактные данные;
- причину отказа от тура;
- требования (например, возместить полную стоимость или предъявить квитанции);
- срок ответа — по закону это 10 дней.
К претензии рекомендуем приложить договор, платёжные документы и справки от врачей.
Шаг 5: подайте исковое заявление в суд
Исковое заявление можно подать в районный (или городской) суд общей юрисдикции:
- по месту жительства истца (туриста);
- по месту нахождения ответчика (то есть юридического адреса туроператора — он указан в договоре, на сайте компании или доступен через ЕГРЮЛ);
- по месту заключения договора (если было оговорено).
Судебная практика показывает, что в большинстве случаев судьи принимают сторону туристов. Если туроператор не может подтвердить расходы, суд обязывает вернуть всю сумму тура, а также уплатить неустойку, моральный вред и штраф, — рассказал Никита Пинчук.
Например, в 2024 году жительница Свердловской области отсудила у туроператора деньги за тур, который была вынуждена отменить из-за госпитализации. В итоге она получила 200 000 рублей за путёвку и 66 000 рублей в качестве моральной компенсации.
Стоит ли оформлять страховку от невыезда
Полис от невыезда или непредвиденных обстоятельств — наиболее быстрый способ получения компенсации в случае вынужденной отмены поездки. Как правило, так вернуть деньги проще, чем через суд. Поэтому, если вы заблаговременно планируете путешествие, этот полис стоит оформить. Но заранее ознакомьтесь с условиями возврата и максимальной суммой покрытия.
Александр Бударагинюрист, руководитель юридической группы «Юристы Бударагин А.А. и партнёры»
Отметим, что для успешного получения страховой выплаты нужно будет:
- Своевременно известить страховую компанию о произошедшем событии — о болезни или получении травмы.
- Аннулировать путёвку через турагента.
- Документально подтвердить, что причина отмены тура была страховой (можно предъявить медицинские справки, уведомления, свидетельства).
- Подать заявление о выплате компенсации — тем образом, что предусматривает договор.
Обычно при наличии полиса от невыезда страховая компания возмещает расходы, которые оператор не может компенсировать.
Коротко о главном: как вернуть деньги за тур в случае болезни
- При оформлении пакетного тура потребитель заключает договор с туроператором — в нём должны содержаться условия отмены бронирования.
- Если поездка отменена турагентом, туристу обязаны возместить полную стоимость тура.
- Турист вправе отменить тур по любой причине и в любое время. По закону ему должны возместить всю стоимость поездки за исключением тех затрат, что турагент уже понёс.
- Понесённые затраты туроператор обязательно должен подтвердить (например, предоставить квитанции).
- В случае болезни можно попробовать вернуть полную стоимость тура, но для этого нужно получить справку у лечащего врача или оформить больничный.
- Если планируете путешествие заблаговременно, чтобы минимизировать финансовые риски, оформите страховой полис от невыезда. Но предварительно изучите условия и размер максимальной суммы покрытия.
Как добиться бесплатной замены плохого номера в отеле за границей. Личный опыт