Что делать, если потерялся чек на сломанный товар

Продавцы часто рекомендуют сохранять чек товара после покупки в течение 14 дней, чтобы его можно было вернуть или обменять. Но что делать, если этот документ не сохранился? Вместе с юристом Александром Бударагиным разбираемся, как действовать в этой ситуации.

Как вернуть товар без чека: объясняет юрист
© kadmy/iStock.com

Можно ли вернуть товар без чека

Короткий ответ — да. Чек не единственный способ доказать покупку. Российский закон о защите прав потребителей (а именно, статья 18 и статья 25) прямо говорит: отсутствие кассового или товарного чека не лишает потребителя права на возврат или обмен.

Кроме того, в ст. 493 ГК РФ указано, что факт покупки может подтверждаться в том числе свидетельскими показаниями. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 также подчёркивает недопустимость отказа в удовлетворении требований потребителя только на основании отсутствия чека.

Когда и что можно вернуть

Возврат товара надлежащего качества — когда с вещью всё в порядке, но она не подошла. Например, по фасону, цвету, размеру и т.д. Такой товар разрешается вернуть в течение 14 дней, не считая дня покупки.

Важно, чтобы:

  • Вещь не использовалась.
  • Сохранился товарный вид, упаковка, бирки.
  • Были доказательства, что покупка была.

Возврат некачественного товара — если вещь оказалась бракованной, её можно вернуть или обменять в течение гарантийного срока. Если он не обозначен, то по закону на это даётся до двух лет.

Возврат техники и других «сложных» товаров — сюда относятся смартфоны, ноутбуки, стиральные машины, телевизоры, фотоаппараты и т. д. Полный список утверждён правительством. Их можно вернуть в течение 14 дней, если обнаружен дефект или обещанных продавцом функций нет. Для этого нужно подать претензию к магазину с подробным описанием причины.

Что не подлежит возврату без веской причины даже с чеком:

  • Лекарства и предметы личной гигиены.
  • Косметика и парфюмерия.
  • Нижнее белье, купальники, носки.
  • Книги, журналы, альбомы, буклеты.
  • Ювелирные изделия (не бижутерия).
  • Животные, растения.
  • Кабельная продукция, стройматериалы.
  • Бытовая химия, пестициды.
  • Столовые и кухонные принадлежности.
  • Мебельные гарнитуры.

Такие товары примут обратно только при наличии брака и веских доказательств этого.

© Brejeq/iStock.com

Как доказать покупку, если чека нет

Нужен любой документ или информация, которая может подтвердить, что покупка действительно была. Самый простой вариант — выписка из банка, если оплата осуществлялась картой. В ней будет дата, сумма и название магазина.

Иногда помогает гарантийный талон или техпаспорт с печатью продавца, инструкция с отметками или даже запись с камеры видеонаблюдения, если магазин не против её предоставить. Также можно сослаться на свидетелей — друзей, с которыми приобретался товар.

В интернет-магазинах электронный чек обычно приходит на почту или сохраняется в личном кабинете.

Как действовать в магазине

При покупке в розничном магазине:

  1. Подготовить доказательства покупки и документ, удостоверяющий личность.
  2. Обратиться к сотруднику магазина с просьбой восстановить чек или подтвердить факт покупки.
  3. При необходимости заполнить заявление о восстановлении чека (указать дату, примерное время покупки, описание товара, оставить контактные данные).
  4. Через несколько дней магазин должен сообщить о готовности выдать чек. После этого нужно прийти и заполнить заявление на возврат (с указанием паспортных данных, информации о товаре и способе оплаты).
  5. Получить документ, подтверждающий возврат.

При покупке в интернет-магазине:

  1. Воспользоваться данными в личном кабинете или письмом с электронным чеком.
  2. В случае получения товара через пункт выдачи вернуть товар в этот же пункт.
  3. В случае доставки курьером, связаться со службой поддержки для организации возврата.
  4. При получении товара по почте уточнить адрес возврата, упаковать товар, оформить отправку, сохранить квитанцию.

Практика показывает, что многие магазины идут навстречу покупателю уже после получения письменной претензии или жалобы в Роспотребнадзор. Судебные разбирательства — крайняя мера, к которой прибегают реже, так как она требует времени и затрат.

Александр Бударагин
Александр БударагинРуководитель группы «Юристы Бударагин А.А. и партнеры»

Что делать, если магазин отказывает в возврате

В случае отказа нужно составить письменную претензию к продавцу. В ней укажите дату и место покупки, описание товара и его дефекта и требование (возврат, обмен или ремонт). Один экземпляр достанется магазину, второй — заявителю.

При отсутствии реакции можно подать жалобу в Роспотребнадзор. Это делается через региональное управление, почтой или на сайте ведомства. Срок рассмотрения жалобы — до 30 дней. По итогам специалисты предоставят консультацию. Например, посоветуют идти в суд.

Для подачи иска нет госпошлины, если стоимость товара менее миллиона. При положительном решении суда постановление вступает в силу через месяц. Исполнительный лист нужно направить приставам на принудительное взыскание.

© Freepik

Практические рекомендации

Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно:

  • Сохранять фотографии или копии чеков сразу после покупки.
  • Оплачивать покупки банковской картой для возможности получения выписки.
  • Хранить гарантийные талоны и упаковку до окончания срока гарантии.
  • При онлайн-покупках сохранять письма с электронными чеками и деталями заказа.

Что делать, если купили подделку на маркетплейсе