Куда жаловаться на управляющую компанию
В 2024 году россияне стали чаще жаловаться на увеличение коммунальных платежей и проблемы с техобслуживанием. Рассказываем, что делать, если вас не устраивает работа управляющей организации.
На что можно пожаловаться
Управляющая компания (УК) должна следить за содержанием многоквартирного дома:
- Предоставлять коммунальные услуги.
- Распределять бюджет.
- Обслуживать общее имущество.
- Организовывать ремонт.
- Устранять аварии.
- Принимать жалобы.
Объекты, которые относятся к общему имуществу, прописаны в Жилищном кодексе РФ. К ним относятся:
- Подъезды.
- Лифты.
- Лестничные клетки.
- Придомовая территория.
- Чердаки и подвалы.
- Крыши.
- Технические помещения.
- Системы водо- и теплоснабжения.
- Несущие конструкции.
Если вы видите, что УК плохо выполняет свои обязанности, составьте на неё жалобу.
Напишите руководителю управляющей компании
Попробуйте решить проблему напрямую — для этого позвоните в организацию. Есть несколько способов узнать нужный контакт:
- Посмотреть в квитанции ЖКХ.
- Найти нужную информацию на стенде в подъезде.
- Зайти на портал ГИС ЖКХ через Госуслуги, перейти в раздел «Реестры» — вам понадобится «Реестр объектов жилого фонда». Потом ввести адрес дома и нажать на блок «Информация об исполнителях услуг».
- Перейти на сервис «Дома Москвы» (для жителей столицы). Написать свой адрес, затем высветится информация о здании.
В свободной форме опишите суть обращения. В документе укажите ваши требования и приложите доказательства. Обязательно оставьте контактные данные и поставьте подпись.
Лучше объединитесь с другими жильцами дома для составления коллективной жалобы. Это увеличит вес обращения, так как вопросы, касающиеся общедомового имущества и услуг, предоставляемых УК, затрагивают не только ваши личные интересы, но и интересы других собственников.
Юлия ИвановаАдвокат
Вы можете передать документ управляющей компании несколькими способами:
- Отправить заказным письмом с уведомлением о получении.
- Отнести секретарю. Главное — попросить его поставить дату принятия жалобы и подпись.
Обращение рассмотрят в течение десяти дней.
Отправьте жалобу в Жилинспекцию
Жилищная инспекция выдаёт лицензии управляющим организациям и следит за качеством содержания домов. Обращайтесь в ведомство, если УК:
- Плохо обслуживает общее имущество: не чинит протекающую крышу, поздно включает отопление, не соблюдает требования пожарной безопасности.
- Игнорирует запросы и жалобы.
- Завышает стоимость услуг или навязывает их.
Как правило, к заявлению прикрепляют:
- Заключение аварийно-диспетчерской службы (если была какая-то поломка).
- Доказательства нарушений.
- Копии предыдущих обращений.
Сам документ вы можете направить в ведомство несколькими способами:
- С помощью ГИС ЖКХ. Зайдите на сайт через аккаунт Госуслуг. Справа в колонке «Электронные сервисы» найдите раздел «Написать обращение».
- Через портал mos.ru (для жителей столицы). Перейдите на страницу ведомства, внизу вы увидите ссылку на «Электронную приёмную». Заполните сведения о себе и причину обращения.
- Лично в офисе. Нужное подразделение выберите на карте.
- По почте (с уведомлением о получении).
Заявку рассмотрят в течение 30 дней.
Обратитесь в Роспотребнадзор
Как и в случае с Жилинспекцией, пишите жалобу, если управляющая компания нарушает условия договора. Передайте документ одним из этих способов:
- Зайдите на сайт Роспотребнадзора, сверху выберите пункт «Отправить обращение». Ознакомьтесь с условиями и нажмите «Продолжить». Дальше выберите, будете вы авторизовываться через Госуслуги или нет (если войдёте через ЕСИА, ваш запрос с большей вероятностью рассмотрят).
- Придите в ближайшее подразделение (адрес для Москвы).
- Направьте в ведомство письмо с уведомлением о получении.
Обращение в Роспотребнадзор поможет, если жалоба связана с санитарными условиями или несоответствием услуг УК нормам и правилам. Это может касаться ненадлежащего состояния подъезда, качества уборки и отсутствия горячей воды.
Заявку должны рассмотреть в течение 30 дней.
Напишите заявление в прокуратуру
Если Роспотребнадзор и Жилинспекция не решили проблему, обращайтесь в районную прокуратуру по месту регистрации вашего дома. Выберите один из способов:
- Запишитесь на приём через Госуслуги. Укажите свой регион, тему и содержание сообщения. Прикрепите доказательства нарушений и копии других заявлений. Когда пойдёте в ведомство, возьмите с собой паспорт.
- Отправьте жалобу через официальный сайт. Нажмите «Обращение в прокуратуру», ознакомьтесь с информацией и нажмите «Согласен». Опишите свою ситуацию и прикрепите необходимые документы.
- Отправьте жалобу по почте с уведомлением о получении (карта подразделений).
В заявлении укажите:
- Наименование прокуратуры.
- Ф. И. О. и контакты.
- Адрес, на который нужно прислать ответ.
- Описание проблемы.
- Дату составления.
Обращение рассмотрят в течение 30 дней.
Жалоба в Жилинспекцию — эффективное средство воздействия, поскольку орган уполномочен проводить проверки деятельности УК. При выявлении нарушений он может выдать предписание, привлечь к административной ответственности, а при грубых нарушениях отозвать лицензию на управление домом.
Юрий АлександровУчредитель юридической компании «А.Лигал»
Пожалуйтесь в Федеральную антимонопольную службу
В ведомство подают заявление, когда управляющая компания злоупотребляет своим положением:
- Завышает тарифы за коммунальные услуги (нормы для Москвы).
- Навязывает определённых поставщиков.
- Требует деньги за услуги, которые не нужны жильцам. Например, за консьержа.
В жалобе укажите:
- Ф. И. О. и контакты.
- Название и адрес управляющей компании.
- Описание проблемы.
- Доказательства нарушения.
- Историю предыдущих обращений (в Роспотребнадзор, Жилинспекцию).
- Требование к УК. Например, сменить поставщика за две недели.
- Подпись и дату.
Передайте заявку одним из следующих способов:
- Через официальный сайт. В верхнем правом углу будет раздел «Обратиться в ФАС». Ознакомьтесь с правилами и нажмите «Написать письмо». Укажите свои контакты и прикрепите документ.
- Лично в ведомстве (контакты смотрите по ссылке).
- По почте с уведомлением о получении.
Жалобу рассмотрят в течение 30 дней.
Подайте иск в суд
Если в результате действий управляющей компании причинён вред имуществу или здоровью (упавшие на машину сосульки, переломы в результате скользкого тротуара, затопление квартиры из общедомовых труб), целесообразно подавать в суд.
Направьте УК досудебную претензию и напишите:
- Ф. И. О. и контакты.
- Описание ситуации.
- Требование и сроки, в которые нужно его выполнить. Допустим, починить крышу за десять дней.
- Обещание обратиться в суд, если условие проигнорируют.
- Дату и подпись.
Управляющая компания должна решить вашу проблему. Если этого не произошло, направьте иск в районный суд одним из этих способов:
- Через Госуслуги. Зайдите в раздел «Подача документов в суд в электронном виде» и нажмите «Начать». Выберите пункты «Гражданское судопроизводство» и «Исковое заявление».
- С помощью портала ГАС «Правосудие». Войдите через Госуслуги, сверху найдите блок «Подать обращение». Заполните заявление, выберите суд и прикрепите иск.
- Лично (карта).
В иске вы можете потребовать возмещения ущерба, компенсации морального вреда и выполнения обязательств по договору. Приложите к документу:
- Доказательства.
- Досудебную претензию.
- Копии предыдущих обращений.
Судебный процесс займёт несколько месяцев. Если вину УК докажут, она выполнит ваши требования.