В 2024 году россияне стали чаще жаловаться на увеличение коммунальных платежей и проблемы с техобслуживанием. Рассказываем, что делать, если вас не устраивает работа управляющей организации.

Куда жаловаться на управляющую компанию
© benzoix/Freepik; Рамблер

На что можно пожаловаться

Управляющая компания (УК) должна следить за содержанием многоквартирного дома:

  • Предоставлять коммунальные услуги.
  • Распределять бюджет.
  • Обслуживать общее имущество.
  • Организовывать ремонт.
  • Устранять аварии.
  • Принимать жалобы.

Объекты, которые относятся к общему имуществу, прописаны в Жилищном кодексе РФ. К ним относятся:

  • Подъезды.
  • Лифты.
  • Лестничные клетки.
  • Придомовая территория.
  • Чердаки и подвалы.
  • Крыши.
  • Технические помещения.
  • Системы водо- и теплоснабжения.
  • Несущие конструкции.

Если вы видите, что УК плохо выполняет свои обязанности, составьте на неё жалобу.

Напишите руководителю управляющей компании

Попробуйте решить проблему напрямую — для этого позвоните в организацию. Есть несколько способов узнать нужный контакт:

  • Посмотреть в квитанции ЖКХ.
  • Найти нужную информацию на стенде в подъезде.
  • Зайти на портал ГИС ЖКХ через Госуслуги, перейти в раздел «Реестры» — вам понадобится «Реестр объектов жилого фонда». Потом ввести адрес дома и нажать на блок «Информация об исполнителях услуг».
  • Перейти на сервис «Дома Москвы» (для жителей столицы). Написать свой адрес, затем высветится информация о здании.

В свободной форме опишите суть обращения. В документе укажите ваши требования и приложите доказательства. Обязательно оставьте контактные данные и поставьте подпись.

Лучше объединитесь с другими жильцами дома для составления коллективной жалобы. Это увеличит вес обращения, так как вопросы, касающиеся общедомового имущества и услуг, предоставляемых УК, затрагивают не только ваши личные интересы, но и интересы других собственников.

Вы можете передать документ управляющей компании несколькими способами:

  • Отправить заказным письмом с уведомлением о получении.
  • Отнести секретарю. Главное — попросить его поставить дату принятия жалобы и подпись.

Обращение рассмотрят в течение десяти дней.

Отправьте жалобу в Жилинспекцию

Жилищная инспекция выдаёт лицензии управляющим организациям и следит за качеством содержания домов. Обращайтесь в ведомство, если УК:

  • Плохо обслуживает общее имущество: не чинит протекающую крышу, поздно включает отопление, не соблюдает требования пожарной безопасности.
  • Игнорирует запросы и жалобы.
  • Завышает стоимость услуг или навязывает их.

Как правило, к заявлению прикрепляют:

  1. Заключение аварийно-диспетчерской службы (если была какая-то поломка).
  2. Доказательства нарушений.
  3. Копии предыдущих обращений.

Сам документ вы можете направить в ведомство несколькими способами:

  • С помощью ГИС ЖКХ. Зайдите на сайт через аккаунт Госуслуг. Справа в колонке «Электронные сервисы» найдите раздел «Написать обращение».
  • Через портал mos.ru (для жителей столицы). Перейдите на страницу ведомства, внизу вы увидите ссылку на «Электронную приёмную». Заполните сведения о себе и причину обращения.
  • Лично в офисе. Нужное подразделение выберите на карте.
  • По почте (с уведомлением о получении).

Заявку рассмотрят в течение 30 дней.

Обратитесь в Роспотребнадзор

Как и в случае с Жилинспекцией, пишите жалобу, если управляющая компания нарушает условия договора. Передайте документ одним из этих способов:

  1. Зайдите на сайт Роспотребнадзора, сверху выберите пункт «Отправить обращение». Ознакомьтесь с условиями и нажмите «Продолжить». Дальше выберите, будете вы авторизовываться через Госуслуги или нет (если войдёте через ЕСИА, ваш запрос с большей вероятностью рассмотрят).
  2. Придите в ближайшее подразделение (адрес для Москвы).
  3. Направьте в ведомство письмо с уведомлением о получении.
Обращение в Роспотребнадзор поможет, если жалоба связана с санитарными условиями или несоответствием услуг УК нормам и правилам. Это может касаться ненадлежащего состояния подъезда, качества уборки и отсутствия горячей воды.

Заявку должны рассмотреть в течение 30 дней.

© Евгений Биятов/РИА Новости

Напишите заявление в прокуратуру

Если Роспотребнадзор и Жилинспекция не решили проблему, обращайтесь в районную прокуратуру по месту регистрации вашего дома. Выберите один из способов:

  • Запишитесь на приём через Госуслуги. Укажите свой регион, тему и содержание сообщения. Прикрепите доказательства нарушений и копии других заявлений. Когда пойдёте в ведомство, возьмите с собой паспорт.
  • Отправьте жалобу через официальный сайт. Нажмите «Обращение в прокуратуру», ознакомьтесь с информацией и нажмите «Согласен». Опишите свою ситуацию и прикрепите необходимые документы.
  • Отправьте жалобу по почте с уведомлением о получении (карта подразделений).

В заявлении укажите:

  1. Наименование прокуратуры.
  2. Ф. И. О. и контакты.
  3. Адрес, на который нужно прислать ответ.
  4. Описание проблемы.
  5. Дату составления.

Обращение рассмотрят в течение 30 дней.

Жалоба в Жилинспекцию — эффективное средство воздействия, поскольку орган уполномочен проводить проверки деятельности УК. При выявлении нарушений он может выдать предписание, привлечь к административной ответственности, а при грубых нарушениях отозвать лицензию на управление домом.

Юрий Александров
Юрий АлександровУчредитель юридической компании «А.Лигал»

Пожалуйтесь в Федеральную антимонопольную службу

В ведомство подают заявление, когда управляющая компания злоупотребляет своим положением:

  • Завышает тарифы за коммунальные услуги (нормы для Москвы).
  • Навязывает определённых поставщиков.
  • Требует деньги за услуги, которые не нужны жильцам. Например, за консьержа.

В жалобе укажите:

  1. Ф. И. О. и контакты.
  2. Название и адрес управляющей компании.
  3. Описание проблемы.
  4. Доказательства нарушения.
  5. Историю предыдущих обращений (в Роспотребнадзор, Жилинспекцию).
  6. Требование к УК. Например, сменить поставщика за две недели.
  7. Подпись и дату.

Передайте заявку одним из следующих способов:

  • Через официальный сайт. В верхнем правом углу будет раздел «Обратиться в ФАС». Ознакомьтесь с правилами и нажмите «Написать письмо». Укажите свои контакты и прикрепите документ.
  • Лично в ведомстве (контакты смотрите по ссылке).
  • По почте с уведомлением о получении.

Жалобу рассмотрят в течение 30 дней.

Подайте иск в суд

Если в результате действий управляющей компании причинён вред имуществу или здоровью (упавшие на машину сосульки, переломы в результате скользкого тротуара, затопление квартиры из общедомовых труб), целесообразно подавать в суд.

Направьте УК досудебную претензию и напишите:

  1. Ф. И. О. и контакты.
  2. Описание ситуации.
  3. Требование и сроки, в которые нужно его выполнить. Допустим, починить крышу за десять дней.
  4. Обещание обратиться в суд, если условие проигнорируют.
  5. Дату и подпись.
© Freepik

Управляющая компания должна решить вашу проблему. Если этого не произошло, направьте иск в районный суд одним из этих способов:

  • Через Госуслуги. Зайдите в раздел «Подача документов в суд в электронном виде» и нажмите «Начать». Выберите пункты «Гражданское судопроизводство» и «Исковое заявление».
  • С помощью портала ГАС «Правосудие». Войдите через Госуслуги, сверху найдите блок «Подать обращение». Заполните заявление, выберите суд и прикрепите иск.
  • Лично (карта).

В иске вы можете потребовать возмещения ущерба, компенсации морального вреда и выполнения обязательств по договору. Приложите к документу:

  1. Доказательства.
  2. Досудебную претензию.
  3. Копии предыдущих обращений.

Судебный процесс займёт несколько месяцев. Если вину УК докажут, она выполнит ваши требования.

Что делать, если соседи курят в подъезде